Вопросы семейной жизни сегодня обсуждаются даже с самых высоких трибун государства, а уж для телеэфира и печатных СМИ тема семьи и демографии в одночасье стала одной из приоритетных. Другое дело, в каком ракурсе показаны семейные отношения. Так, например, телепередача на ТВЦ «Инструкция по обольщению» призывает (якобы для сохранения брака): «женщина всегда должна себя чувствовать ангажированной, а ее муж всегда должен находиться в легкой тревоге…» . Эти рекомендации вряд ли могут способствовать сохранению семейного очага. А вот познакомиться с ответами протоиерея Дмитрия Смирнова на вопросы слушателей радиостанции «Радонеж», думаем, многим будет полезно.
Вопрос первый:— Что делать, если в семье жена верующая, а муж неверующий? Как себя вести, когда муж требует таких «вещей», которые не приемлемы, с точки зрения православного мировоззрения? Если не буду себя вести так, как по телевизору показывают (попросту как женщина «развязного» поведения), то семья может разрушиться, если пойду на уступки, то не будет ли это противоречить словам о том, что кто печется о домашних, тот не унаследует Царствия Небесного? — Христос не так сказал, почитайте внимательно. Апостол Павел говорит нам, что брак должен быть в Господе. Поэтому, если Вы хотите следовать учению Церкви, то Вы должны понимать, что Ваше нравственное чувство, воспитанное Церковью, должны быть на первом месте. Если брак состоялся, и один из супругов уверовал, а другой, как сказано, «согласен с ним жить», то разводиться не надо. Если же возникают непреодолимые противоречия, то, практика показывает, развод неизбежен. Нужно и с этим примириться. Важно, что человек ищет в браке. Христианин в браке должен искать строительства домашней Церкви. Если этого нет, то брак превращается в бессмыслицу. Однако самому инициировать развод не следует, если не происходит никаких действий, выходящих за рамки общепринятых, а нужно попытаться с любовью и терпением увещевать. Но опыт современной жизни показывает, что если один из супругов ищет в браке совершенно другого, а не Царствия Небесного, то унять это «что-то» - невозможно. Ни один человек не имеет права сказать и Вам: «Знаешь, голубушка, терпи, делай все, что он захочет». Человек свободен, это Богу угодно, это он нас такими сделал. Поэтому тут должно быть все по совести, но и, конечно, по любви. Человек всегда должен быть готов пойти на компромиссы ради любви, но степень этих компромиссов различна, потому что компромиссы могут довести и до преступления. Так что, руководствуйтесь своей верой, своим чувством, своей совестью и здравым смыслом. Бывает, что женщины вступают в противоречия с супругом из-за каких-то пустяков, в которых можно уступить. Если между супругами есть любовь и они хотят жить вместе, то они найдут возможность все преодолеть, а если любви нет, но есть только желание настоять на своем, то такой брак очень не прочен. Поэтому будьте благоразумны и будьте готовы идти на потери. Вопрос второй:— Задолго до воцерковления я дерзнула познакомить родственницу с молодым человеком. Они долго встречались, поженились, а теперь я, видя нестроения в их семье, во всем себя корю. Согрешила ли я тем, что пыталась устроить чужую жизнь? — Даже весьма разумные люди пытаясь устроить брак молодых людей, знают, что те, имея обоюдные чувства, могут столкнуться с возникшими у них нестроениями. Это связано с очень многими причинами. Прежде всего, с отсутствием православного воспитания. Современные молодые люди воспитаны, как сказала молодая женщина, звонившая прежде Вас, на том, «как ведут себя по телевизору». Телевизор — теперь главный воспитатель молодежи. Бывает так, что один более подвержен телевизионной пропаганде вседозволенности, другой — менее. Вот и уже конфликт. Например, известно, что если муж пьет, то скорее всего, в половине случаев, жена подает на развод. А если они пьют вместе, то их все устраивает. Тогда они вместе пьют, вместе ходят за водкой, вместе теряют своих детей, оба лишаются родительских прав, но это им не мешает жить вместе, супружеской жизнью. Они друг друга понимают. Бывает, конечно, и до ножей дойдет, но это в приступе алкогольной агрессии, а так, вполне вместе уживаются, пока не отойдут в мир иной. У Вас, полагаю, намерения были добрые. Однако, прежде чем рекомендовать или сватать, нужно определить для этого дела какие-то критерии. Например, надо знать, из какой семьи предполагаемые жених и невеста, одного ли они круга? Желательно, чтоб и «образовательный ценз» был равный. Если у супруга образование будет значительно выше, то скоро он заскучает со своею женой. В деле устроения браков все нужно очень благоразумно взвесить. Вы попытались в этом деле поучаствовать, это неплохо, и нужно помогать создавать семьи. Не получилось? Ну что ж? Корить себя Вам по этому поводу не стоит. В конце концов, Ваши знакомые — взрослые люди, и Вы их не силком заставили жениться. Вот если бы кого-то в наручниках или под дулом пистолета привели молодых в ЗАГС, тогда можно сокрушаться. Я думаю, Вам нужно помолиться за них, а они сами должны принимать решения, как жить дальше. К сожалению, люди сейчас в большинстве своем гордые, а общество смотрит на развод весело, не услышишь порой и слова о трагедии, когда рушатся семьи. Все лишь стараются выгородить себя, уговаривают себя, что на детях развод никак не отразится. На самом деле это не так. Вопрос третий:— В Послании апостола Павла эфесянам есть такие слова, которые хотелось, чтоб Вы разъяснили: «Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос — Глава Церкви, и Он же Спаситель тела.» Какого тела? И следующие слова: «Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». И если в настоящее время муж и жена имеют по какому-либо вопросу разные мнения, кто должен с кем согласиться? - Это вопрос непростой. Бывает, что если согласишься, то из этого выйдет что-то нехорошее. Тут надо искать компромиссы, покрывая взаимные отношения любовью. В какой-то мелочи должен уступить тот, кто умнее, в каких-то принципиальных вопросах нужно найти слова, которые убедят. Нельзя так Евангелие и Послания апостолов применять: мол, написано в Законе повиноваться, и без рассуждения повинуйся. Я не знаю, как сейчас, но несколько лет назад предприниматели, например, жаловались, приходя на исповедь: «Вот, батюшка, не знаю, что делать? Если буду выполнять все предписания наших законов, то я должен заплатить всяких налогов и денег больше, чем моя прибыль составляет. Как быть? Уклоняться от налогов вроде грешно, а если не уклонюсь, то пущу семью по миру, потому что пойти слесарем работать некуда, извозом по физическому состоянию не могу заняться. Как быть?» Бывают и такие ситуации в семье. Скажешь, например, что жена должна во всем повиноваться мужу, а она ответит: «Да пошел ты!» И что тогда? А в семье четверо детей, ну и как быть? Может, в чем-то и уступить? Если бы юноши и девушки, воспитывались своими родителями в страхе Божьем, росли в христианской семье, внутри домашней Церкви, и им бы это устроение настолько понравилось, что и они сами захотели бы создать христианскую семью. Тогда каждый из них попросил бы отца с матерью подобрать себе пару по родительскому разумению из семьи, похожей на родительскую. Когда найдут, познакомят. Потом объявят помолвку, договорятся о вступлении в брак. И во время помолвки (которая может длиться и год, и полтора, и два) они бы хорошо друг друга узнали: проявились бы не только лучшие качества, но и недостатки. Каждый из обрученных подумал бы: смогу ли я с недостатками другого человека смириться и до смерти вместе прожить всю оставшуюся жизнь? Если ответ утвердительный, то тогда и за свадебку. Дальше с и моральной, а может, и материальной поддержкой родителей будет создаваться новая домашняя Церковь. В домашней Церкви муж, конечно, глава семьи, а жена — помощник ему, как в Церкви — дьякон, а детки, которых им даст Господь, — это народ Божий. И этот народ своих деток, муж и жена в свою очередь, должны привести к Богу, научить их закону Божию, чтобы домашняя Церковь отца с матерью продолжилась и в их семье. Если бы так было, тогда можно было что-то требовать. А ведь современные молодые люди, вообще, не думают о семейной жизни, они о ней вспоминают только тогда, когда первые трудности начинаются. Девушки думают о подвенечном платье, о прическе, о том, каким цветом ногти покрасить, какие туфельки купить, сколько гостей пригласить, кто из них что подарит. Молодые люди также далеко не ушли от своих невест. И те, и другие совершенно не думают, что брак это добровольно взятое на себя мученичество (в Церкви при венчании венцы мученические возлагаются - не короны), что брак — это, прежде всего, ответственность. Поэтому, если иной юной деве сказать: «Знаешь, ты должна мне, как Богу, повиноваться». И что она ответит? Что я никакому Богу никогда не повиновалась, что я тебе не раба и прочее. Надо понимать эпоху, в которую мы живем. И тогда будет все нормально. По поводу «Спасителя тела», имеется в виду «Спаситель тела Церкви». Церковь есть тело Христово, Христос, как глава, ее спасает. Так же и мы делаем: голова нас останавливает, чтоб мы на красный свет не летели. По такому же образу Господь создал человека — мужчину и женщину. И сотворил их в надежде, что они станут Церковью. Поэтому можно сказать, что все тело Церкви состоит из малых домашних Церквей, которые как клетки этого живого организма. Однако такая иерархия должна выстраиваться сознательно, по вере во Христа. И неразумно пытаться применять какие-то формальные критерии. Это все равно, что человеку, воспитанному в исламе, говорить о целомудрии. Он и не поймет, о чем речь, потому что там совершенно другие представления, гарем, например. Равно, как и иудею говорить о любви к ближнему, потому что для него ближний не тот, кого мы считаем. Все это надо учитывать и понимать. Еще сложнее, если человек получил безрелигиозное воспитание. Чем он руководствуется? Что у него там в голове? Если он Льва Толстого прочитал, это одна ситуация, а если на журнал «Отдохни» ориентируется или только телевизор смотрит? На какой канал он больше «наседает»? Вот о чем надо задуматься. У нас же обычно женятся, глядя на фигурку, на кудряшки и еще на что-то, что весьма переменчиво. Белинский говорил, что, когда женишься, нужно быть готовым любить свою жену даже до того времени, когда она станет глубокой старушкой. Послание к Ефесянам — это тот идеал, говорит апостол Павел, который должен иметь перед глазами каждый христианин. Но ведь не все, ходящие в церковь — православные христиане. Это совершенно очевидно, у нас в стране, например, людей, считающих себя православными, 80 — 86 процентов. А по опросам, 60% верят в гороскопы, считают себя Овнами, Стрельцами, Собаками, Драконами и т.д. Как же православный христианин может верить звездочетам, когда в Библии написано, что это мерзость перед Богом? У большинства людей в голове такая “каша”, что в ней находят место и инопланетяне, и то, что «одна женщина, очень верующая, сказала», и прочее, и прочее. Что в голове у людей? Понять абсолютно невозможно. Поэтому Святая Церковь и настаивает на том, чтобы в школах ввести Основы Православной культуры, а лучше — Закон Божий, чтоб у детей были какие-то ориентиры; чтобы в этой «безмозглой каше», которую представляет современное воспитание, образовалось здравое зерно. Но дождемся ли мы этого, не знаю? Протоиерей Дмитрий Смирнов отвечает на вопросы слушателей радио. «Говорит радио «Радонеж». ВЖ № 7-8 (38) 2006, стр. 36-38 |