Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
СЕМЬЯ и ШКОЛА
ШКОЛА для РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

СПАСАТЬ ДЕТЕЙ ОТ ЗЛА

Наталья РЫЖЕНКО

Image
Наталья РЫЖЕНКО
Опыт проведения духовно- нравственных бесед в младшей школе. (В-Ж №5. 2006) 

Более 10 лет при центре "Жизнь" существует лекторская группа. Наши лекторы выезжают с беседами туда, где их готовы слушать: в школы, ВУЗы, средние учебные организации, на предприятия, на курсы повышения квалификации учителей и воспитателей, причем, работают они не только в столице и в Московской области, но и в регионах страны. У каждого - свое направление, свой характер беседы, но все они говорят о важности целомудрия, психического и физического здоровья, помогают разобраться в проблемах сегодняшнего дня, найти свое место во взрослой жизни, осознать важность создания крепкой семьи. Сегодня у нас в гостях Наталья Симоновна Рыженко. Вернее, мы вместе с нею побываем в гостях у школы № 789.

Наталья Симоновна входит в класс не как учитель или лектор, а как бабушка (у нее самой внучка учится в 4 классе). И ее лекции - это задушевный разговор с детьми о смысле жизни.  Как это происходит?  Что это дает школе?

- В настоящее время мировое сообщество рассматривает проблемы нравственности как особо важные и актуальные в жизни всего человечества. В нашей стране вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения стоят необычайно остро, так как до сих пор большинство детей остается незащищенными от потоков грязи на ТV, "детских и юношеских" журналов. Причины этого в том, что родители, как правило, занятые добыванием "хлеба насущного", считают, что детей должна воспитывать школа. А школа, занятая модернизацией образования, оставила себе только функцию обучения, забыв о необходимости воспитания личности будущего гражданина. Положение усугубляется тем, что "дети перестройки", обделенные воспитанием нравственных и культурных навыков, дезориентированные "современными новациями", уже сами становятся родителями, воспитателями и педагогами. И они не в состоянии, даже если очень хотят, дать детям такое духовно-нравственное образование, которое сможет сформировать личность будущего гражданина и патриота.

Заметим, что это всегда умела прекрасно делать отечественная педагогика, использующая высоконравственные духовные традиции. В сложившейся ситуации помочь школе в области духовно-нравственного и патриотического воспитания могут некоторые общественные организации. Одним из примеров такого содружества служит работа лекторов православного медико-просветительского центра "Жизнь".

Расскажем о нашем небольшом опыте проведения духовно-нравственных бесед с младшими школьниками. Работа началась в 2004 году, в ряде московских школ. Первая беседа называлась "Сказка  ложь, да в ней намек...".

Почему мы обратились к сказке? Сказка - первый помощник в работе с детьми, это один из важнейших путей нравственного развития ребенка. Она непосредственно обращается к душе ребенка, помогает ей раскрыться правильным образом. Через сказку естественно и незаметно происходит формирование лучших душевных качеств ребенка. Именно поэтому сейчас во всем мире идет стремительное наступление на сказку: смешиваются и стираются понятия добра и зла, традиционные сказки высмеиваются, искажается или полностью меняется их смысл. Это приводит к тому, что душа ребенка уродуется, не развивается в нужном направлении. Часто учителя жалуются, что дети не в состоянии оценить свои действия и понять, почему их поступок плохой. "У современных детей не развита душа" - таково мнение некоторых педагогов. Мы тоже наблюдаем эту особенность у детей разного возраста.

Опыт показал, что проведение одной - двух воспитательных бесед в классе совершенно недостаточно: духовное становление человека - процесс долгий и трудный, нужно постоянно общаться с детьми и все время незаметно сеять доброе и вечное в их открытых и готовых к восприятию сердцах.

Так родилась идея регулярного проведения духовно-нравственных бесед, начиная с младшей школы, в надежде, что к выпускным классам большинство школьников обретет такой нравственный стержень, который позволит им осознанно противостоять порокам современного мира.

В настоящее время этот замысел реализуется в московской школе №789, в которой мы встретили понимание и поддержку со стороны администрации и педагогического коллектива. В этом учебном году мы проводим беседы ежемесячно со школьниками 2-4-х классов: через сказки, рассказы, пословицы, игровые ситуации, обсуждения реальных событий. Ученики хорошо воспринимают такие нравственные понятия, как стыд, совесть, скромность, честность и другие.

Первая беседа, которую мы проводим в классе,  это всегда "Сказка  ложь, да в ней намек..." Беседа строится только на тех сказках, которые дети называют как свои любимые. Через разговор о хорошо известных сказках, о добрых молодцах и красных девицах, через красочные рисунки быстро устанавливаем контакт с детской аудиторией. Далее любимые сказки мы рассматриваем в необычном аспекте: кому помогает, а кого наказывает добрая волшебная сила, чему учат добрые сказки, а к чему может привести увлечение "антисказками", такими как из некоторых японских мультфильмов или книги о Гарри Поттере Дж.Ролинг.

В конце беседы - игра: дети становятся "добрыми волшебниками" и на "свитках" записывают те добрые дела, которые они сделают. Интересны детские ответы: "Сделаю так, чтобы в мире не было зла, бандитов, воров", "хочу, чтобы люди не болели неизлечимыми болезнями", "пусть не будет голодных и бездомных", "буду помогать животным", "хочу помогать маме и сестре", "помогу другу", "хочу спасать детей от зла".

В начале каждой новой встречи мы обязательно вспоминаем то, о чем говорили во время предыдущей беседы, повторяем главные мысли. Поэтому во второй беседе о милосердии - "Мой дорогой незнакомый друг" - мы снова говорили о добрых делах, которые готовы совершить "юные волшебники", провели обобщение детских ответов из "свитков". Затем читали рассказ "Прозрение" об академике Л.Понтрягине, которому друзья помогли в беде; этот рассказ  быль произвел на детей очень сильное впечатление.

Во второй части мы рассказали школьникам о детях детского дома и предложили школьникам написать и нарисовать новогодние поздравительные открытки этим незнакомым друзьям, принести для них небольшие подарки. Дети и их родители откликнулись очень сердечно: принесли много подарков, некоторые дети захотели переписываться, написали в письмах о себе и своих увлечениях. Подарки мы отправили в детский дом под г.Можайском, получили письмо с благодарностью от директора этого детского дома, надеемся, что дети получат ответы, и завяжется переписка.

Третья беседа - "Рождество Христово"- проводилась по согласованию с администрацией школы как рассказ о нашем культурном наследии. Особенность этой беседы в том, что в школе учатся дети разных национальностей, вероисповеданий, но в основном  это дети атеистов. Поэтому беседу начинаем с вопросов: "Какой праздник мы с вами скоро будем отмечать?"- "Новый год". "А как мы поздравляем друг друга?"- "С Новым 2006 годом!" "Почему 2006 годом? Ведь люди жили 5000 лет назад и более и тогда уже имели календари. Какое же великое событие произошло свыше 2000 лет назад, что весь мир, все люди, верующие в Бога или нет, живут по этому календарю?- Рождение Спасителя Мира, Христа"...И далее начинается беседа.

Обычно на беседу отводится только один урок; приходится текст сокращать, дети не успевают рассказать то, что им хочется, и закончить рисунки...У лектора остается чувство незавершенности. Поэтому встреча по этой теме рассчитана на два урока, так как в ней рассказывается не только о Рождестве. Многие дети 3-4-х классов читают "Детскую Библию", они очень внимательно слушают краткий рассказ лектора, сами хотят выступить и дополнить его. Такая возможность предоставляется каждому из них. После перерыва дети рассматривают различные изображения рождественских событий. Особенно сильное впечатление производит рождественская открытка с частицей земли из Вифлеема...

После этого мы читаем легенду С.Лагерлеф "Святая ночь". Затем дети по желанию поют, читают стихи. В конце беседы дети рисуют на рождественские темы.

Примером наиболее удачной "Беседы о Рождестве" может служить ее проведение в 3-м "Б" классе, где работает Морозова Лариса Михайловна, заслуженный учитель России. Она сама всегда активно участвует во всех встречах, проявляя к ним искренний интерес. Так, после второй встречи учащиеся ее класса принесли невероятно много подарков детям детского дома.

Кроме того, в этом учебном году были проведены беседы для 2- 3 кл. -"Моя мама  лучше всех", а для 4-ых классов -"О душе человека", для 2 - 4 классов - две беседы о совести как нравственной категории различения добра и зла. Через сказку, доступную детскому восприятию знакомим детей с этими сложными понятиями. Например, в беседах "Совесть - твой верный советник" и "Золотые правила совести" вместе с детьми мы выходим на открытие правил совести, которые формулируем так:

"Не делай другому того, чего не желаешь себе";

"Делай для других то, что желаешь себе".

Дети открывают эти правила сами, когда мы рассказываем эпизод из жизни, предлагаем обсудить проблемную ситуацию и ответить, как бы они поступили в этом случае.

Нужно отметить, что регулярная работа в школе способствует налаживанию контактов с детьми и педагогами, выявлению новых актуальных тем бесед для конкретного коллектива детей. Заметим, что дети гимназических классов, даже вторых, лучше запоминают содержание бесед и ориентируются в новых понятиях, проявляют больший интерес к рассматриваемым темам. Поэтому беседы для разных классов даже одной параллели несколько отличаются по содержанию.

Хочется отметить, что после каждой встречи многие школьники спрашивают: "Когда вы снова придете"? Нередки такие высказывания: "Мне очень понравилось", "после вашей беседы у меня становится тепло на сердце, и очень хорошее настроение долго не проходит". Некоторые дети дарят свои рисунки, наклейки, закладки. Они рассказывают о наших занятиях родителям, которые выражают свою благодарность. У педагогов наша деятельность тоже вызывают положительную реакцию. Вот некоторые отзывы учителей: "Ваши беседы воодушевляют детей", "Полезное дело, необходимое для воспитания и развития детей", "Очень поучительно, спасибо", "Мы очень вам благодарны за интересную беседу о празднике", "Спасибо за нужную работу"...

У нас обширные планы: в этом учебном году провести беседу на тему великого праздника Пасхи и беседу о любви к животным, а в следующем  расширить тематику и включить в круг бесед 5-ые классы.

Image  Image Image Image Image Image Image Image Image Image

 
След. »