Алла Андрианова Храм во имя св. благоверного князя Александра Невского 12 сентября Православная Церковь чтит святого благоверного князя Александра Невского. По дороге к Санаксарам ( здесь находится известная на всю страну святая обитель, где покоятся мощи святого адмирала Фёодора Ушакова), в нескольких километрах от города Темников, в живописной местности расположено старое мордовское село Лесное Ардашево. Появилось оно в начале XVII века, но несмотря на численность в 1487 человек, считалось бедной деревней (полторы десятины земли на мужчину).
Не велики были у ардашевцев богатства земные, но не бедны были эти простые мордовские крестьяне духовными устремлениями, и в 1846 году, несмотря на крайнюю бедность, приступили они к постройке просторного каменного храма. Наняли артель. Заложив фундамент и подняв стены до уровня окон, наемные работники сбежали, прихватив с собою и деньги. Тогда ардашевцы обратились с прошением в Синод. Встал вопрос, в честь какого святого будет храм называться. Николая Угодника храмов много, Богородицы тоже. Решили, что в Лесном Ардашеве будет храм в честь воина и защитника земли Русской и веры Православной - святого благоверного князя Александра Невского с зимними приделами в честь Покрова Богородицы и святителя Николая Чудотворца. С этим и поехали в Петербург, в Синод, и деньги на продолжение строительства были получены. Более того, поступило указание о строительстве одноклассной мужской школы при храме (эта форма обучения предполагала вести набранных учеников от первого до выпускного, четвертого класса, а потом набирать новую группу). Строительство длилось пятьдесят лет. Наконец в 1896 году храм был освящен, и начались службы. Но длились они недолго... «Ревнители «новой» религии» После октябрьского переворота отношение к храму и вообще к святыне у народа резко изменилось. Как-то раз, 12-ого сентября в престольный праздник, вместо того, чтобы пойти в храм, активисты устроили «народное гулянье». Вдруг налетел ветер, поползли тучи, прогремел гром. Молния ударила в крест на колокольне, а от него рикошетом в крест на куполе, а от купола в третий дом по боковой улице. В считанные минуты вся улица выгорела дотла. Остались только первые три дома, жители которых были на службе в церкви. В 30-х годах «сознательные элементы» решили сбросить крест с колокольни. Собралась толпа народа, и на глазах у всех сброшенный крест уходит в землю так, что его не могут вытащить, а «активиста», рубившего крест на храме, построенном его предками, на месте поражает слепота. Говорят, что посеянное в сердце семя дает плод в будущем. В 70-х годах как-то раз Пасха выпала на первое мая, и новые «ревнители «новой» религии» решили отметить это событие. Пара «доблестных» комсомольцев полезла на колокольню, чтобы на месте креста укрепить красный флаг, тем самым «укрепив» позиции «новой религии» - КОМУ-НИЗ-МА. И только они спустились с купола, как удар молнии сжег флаг вместе с куполом, будто их и не было. Правосудие Божие не оставило без наказания богохульников: один повесился, другой сошел с ума. В годы безбожия в храме был устроен зерносклад, а заведовать складом поставили богобоязненную женщину Веру Ивановну Учуваткину. Она как могла, заботилась о сохранении Дома Божия, а после возвращения храма Церкви Господь благословил Веру Ивановну еще потрудиться во спасение души на должности старосты храма. Возвращение святыни В 1992 году храм был возвращен Церкви, но, несмотря на все старания матушки Веры, к моменту передачи храм находился в аварийном состоянии. Не были остеклены уцелевшие рамы, осыпалась штукатурка в летнем храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, начал разрушаться фундамент, но самое главное - разрушена кровля на куполах храма, а колокольня и вовсе стоит обезглавленная. Ещё держится уникальная, более чем столетней давности, кирпичная кладка купола, обветшал храм, но не осиротел. Сегодня идут богослужения в пределе во имя святителя Николая и Покрова Божией Матери. Каждую субботу после вечерней службы проходят в храме молебны святому благоверному князю Александру Невскому, а каждое воскресение - молебен с акафистом Пресвятой Богородице. По благословению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия предстоит у престола Божиего и приносит бескровную жертву Богу последние пять лет настоятель - иеромонах Аввакум (Бархатов). Помогают ему монахиня Феодосия (родная мама батюшки) и послушница Елена. Есть на селе и еще две городские семьи из Самары - вот они-то и составляют на сегодня костяк прихода. Но и свои - ардашевские не оставляют храм без внимания: каждое утро Нюракай (Анна) приносит на коромысле воду из источника, который по преданию благословил преподобный Серафим Саровский, проходивший этими местами; а тётя Маша - парное молоко и творог. Немногочисленные прихожане и благодетели радеют о восстановлении святыни. Но не хватает сил и средств. В воскресенье, субботу, пятницу и в дни церковных праздников идут богослужения. На колокольню взбирается весь молодой клирос. Торжественно и утверждающе звучит благовест, весело, задорно - перезвон (колокола здесь новые, подаренные тайным благодетелем - выходцем из здешних мест). Как легко дышится на колокольне, как далеко видно вокруг: вот кто-то сгребает сено, кто-то гонит лошаденку, кто-то погоняет стадо, кто-то возится с автомобилем, кто-то покуривает возле магазина, да мало ли дел найдется на селе? Не так много осталось в Лесном Ардашеве молитвенников - да и село не то, что раньше - поредело. Зато те, кто приходят в храм с радостью - это дети, учащиеся воскресной школы. Здесь они поют на клиросе, читают, следят за подсвечниками и лампадками, звонят на колокольне, ухаживают за церковным садом, даже пекут просфоры под руководством послушницы Елены. Пожалуй, в первый раз мне довелось встретить такой сельский храм, ведь чаще встречаешь бабушек. Оказалось, это не случайно. «Двенадцать ключей» и ключ к детскому сердцу В километре от ардашевского храма расположен источник, называемый «двенадцать ключей», с которым связана легенда о возникновении самого села. Раньше на этом месте жили два брата, Ордаж и Оброш. Неизвестно по какой причине, но братья крепко поссорились и разошлись в разные стороны. Тропинка, по которой братья ходили в гости друг к другу, заросла, а позднее поперек нее вообще прошел овраг. У каждого из братьев было по шесть детей. Дети не понимали причин отцовской размолвки и продолжали дружить, играя вместе в овраге, что пролег между их домами. А ещё эти благочестивые дети вместе молились о примирении родителей и прекращении вражды. Господь сказал: «Будьте как дети - незлобивы, кротки, братолюбивы, умейте прощать». И Тот, кто обещал услышать молитву «на всяком месте» не посрамил их веры. Братья примирились, а на месте детской молитвы забили двенадцать ключей. Этот святой источник и сейчас бьёт из-под земли, принося исцеление от многих недугов, в том числе при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых и женских заболеваниях. Сейчас по сторонам оврага нет домов, и пробираться туда надо сквозь заросли кустарника. Но умельцы-односельчане вызвались обустроить это место, со временем тут будет и колодец, и сруб-купальня. Это им по силам, а вот покрыть купол храма кровельным железом и поднять фундамент - об этом настоятель Александро-Невского храма иеромонах Аввакум просит помощи и молитв. Сказано: «Просите, и дано Вам будет!» «Не оскудеет рука дающего!» Сказано также. Если задуматься, как же так получилось, что бедная мордовская деревня в Х1Х веке замахнулась на такой грандиозный проект, и нанятые мастера смогли его осуществить? Украли деньги церковной общины, но храм всё равно возвели. Если каждый был беден, то почему построили этот огромный красавец-храм? Если были так обездолены, то откуда по шесть детей в каждой семье могли не только кормиться, но и благочестиво воспитываться? Услышать можно слова по поводу другого времени. Но понимать под этим надо: другие ценности. Ведь что человек ценит, о том и заботиться, к тому и стремится, то охраняет, то желает иметь. А что же мы сегодня более всего ценим? Через дорогу от храма, на другой стороне оврага, стоит сегодня сельская школа, в которой учатся 15 детей и работают 8 учителей. Школа необычная не только потому, что некоторым учителям приходится проводить урок для одного-двух учеников, но еще и потому, что все: и учителя, и ученики - это один единый фольклорный коллектив. Кстати, этим летом самодеятельные артисты из Ардашева выступали перед Президентом Путиным и высокими зарубежными гостями в саранском Ледовом дворце, где проходил Фестиваль угро-финских народов. Ардашевцы сохранили от своих предков не только язык, песни, танцы, костюмы, но и крепкую веру. Каждую страду осенью и весной школьники выезжают на поля Санаксарского монастыря, помогают обители. С сентября 2007 в школе начнут изучать «Основы Православной культуры». Очень хочется верить, что встанет из руин храм благоверного князя-защитника Александра Невского, и само древнее село Лесное Ардашево оживет и наполнится детскими голосами, и не зарастёт тропинка между храмом и школой. А для тех, кто захочет потрудиться во Славу Божию в Лесном Ардашево иеромонах Аввакум может предоставить проживание в церковном доме и возможность приложить свои силы, знания и умения на восстановление храма и на обустройство святого источника. На летнее время можно приехать и с детьми. Здесь можно набраться сил, купаясь в святых источниках и озерах, рыбача на реке и прудах, собирая грибы и ягоды. Алла Андрианова |