Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
ДУХОВНЫЙ МИР
СЛОВО ПАСТЫРЯ
ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ

БУДЬТЕ КАК ДЕТИ

Алла Андрианова

Image
Храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
12 сентября Православная Церковь чтит святого благоверного князя Александра Невского.

По дороге к Санаксарам ( здесь находится известная на всю страну святая обитель, где покоятся мощи святого адмирала Фёодора Ушакова), в нескольких километрах от города Темников, в живописной местности расположено старое мордовское село Лесное Ардашево. Появилось оно в начале XVII века, но несмотря на численность в 1487 человек, считалось бедной деревней (полторы десятины земли на мужчину).

Не велики были у ардашевцев богатства земные, но не бедны были эти простые мордовские крестьяне духовными устремлениями, и в 1846 году, несмотря на крайнюю бедность, приступили они к постройке просторного каменного храма. Наняли артель. Заложив фундамент и подняв стены до уровня окон, наемные работники сбежали, прихватив с собою и деньги. Тогда ардашевцы обратились с прошением в Синод. Встал вопрос, в честь какого святого будет храм называться. Николая Угодника храмов много, Богородицы тоже. Решили, что в Лесном Ардашеве будет храм в честь воина и защитника земли Русской и веры Православной - святого благоверного князя Александра Невского с зимними приделами в честь Покрова Богородицы и святителя Николая Чудотворца.

С этим и поехали в Петербург, в Синод, и деньги на продолжение строительства были получены. Более того, поступило указание о строительстве одноклассной мужской школы при храме (эта форма обучения предполагала вести набранных учеников от первого до выпускного, четвертого класса, а потом набирать новую группу). Строительство длилось пятьдесят лет. Наконец в 1896 году храм был освящен, и начались службы. Но длились они недолго...

«Ревнители «новой» религии»

После октябрьского переворота отношение к храму и вообще к святыне у народа резко изменилось. Как-то раз, 12-ого сентября в престольный праздник, вместо того, чтобы пойти в храм, активисты устроили «народное гулянье». Вдруг налетел ветер, поползли тучи, прогремел гром. Молния ударила в крест на колокольне, а от него рикошетом в крест на куполе, а от купола в третий дом по боковой улице. В считанные минуты вся улица выгорела дотла. Остались только первые три дома, жители которых были на службе в церкви.

В 30-х годах «сознательные элементы» решили сбросить крест с колокольни. Собралась толпа народа, и на глазах у всех сброшенный крест уходит в землю так, что его не могут вытащить, а «активиста», рубившего крест на храме, построенном его предками, на месте поражает слепота.

Говорят, что посеянное в сердце семя дает плод в будущем. В 70-х годах как-то раз Пасха выпала на первое мая, и новые «ревнители «новой» религии» решили отметить это событие. Пара «доблестных» комсомольцев полезла на колокольню, чтобы на месте креста укрепить красный флаг, тем самым «укрепив» позиции «новой религии» - КОМУ-НИЗ-МА. И только они спустились с купола, как удар молнии сжег флаг вместе с куполом, будто их и не было. Правосудие Божие не оставило без наказания богохульников: один повесился, другой сошел с ума. В годы безбожия в храме был устроен зерносклад, а заведовать складом поставили богобоязненную женщину Веру Ивановну Учуваткину. Она как могла, заботилась о сохранении Дома Божия, а после возвращения храма Церкви Господь благословил Веру Ивановну еще потрудиться во спасение души на должности старосты храма.

Возвращение святыни

В 1992 году храм был возвращен Церкви, но, несмотря на все старания матушки Веры, к моменту передачи храм находился в аварийном состоянии. Не были остеклены уцелевшие рамы, осыпалась штукатурка в летнем храме во имя святого благоверного князя Александра Невского, начал разрушаться фундамент, но самое главное - разрушена кровля на куполах храма, а колокольня и вовсе стоит обезглавленная. Ещё держится уникальная, более чем столетней давности, кирпичная кладка купола, обветшал храм, но не осиротел. Сегодня идут богослужения в пределе во имя святителя Николая и Покрова Божией Матери. Каждую субботу после вечерней службы проходят в храме молебны святому благоверному князю Александру Невскому, а каждое воскресение - молебен с акафистом Пресвятой Богородице. По благословению архиепископа Саранского и Мордовского Варсонофия предстоит у престола Божиего и приносит бескровную жертву Богу последние пять лет настоятель - иеромонах Аввакум (Бархатов). Помогают ему монахиня Феодосия (родная мама батюшки) и послушница Елена. Есть на селе и еще две городские семьи из Самары - вот они-то и составляют на сегодня костяк прихода. Но и свои - ардашевские не оставляют храм без внимания: каждое утро Нюракай (Анна) приносит на коромысле воду из источника, который по преданию благословил преподобный Серафим Саровский, проходивший этими местами; а тётя Маша - парное молоко и творог. Немногочисленные прихожане и благодетели радеют о восстановлении святыни. Но не хватает сил и средств.

ImageВ воскресенье, субботу, пятницу и в дни церковных праздников идут богослужения. На колокольню взбирается весь молодой клирос. Торжественно и утверждающе звучит благовест, весело, задорно - перезвон (колокола здесь новые, подаренные тайным благодетелем - выходцем из здешних мест). Как легко дышится на колокольне, как далеко видно вокруг: вот кто-то сгребает сено, кто-то гонит лошаденку, кто-то погоняет стадо, кто-то возится с автомобилем, кто-то покуривает возле магазина, да мало ли дел найдется на селе? Не так много осталось в Лесном Ардашеве молитвенников - да и село не то, что раньше - поредело. Зато те, кто приходят в храм с радостью - это дети, учащиеся воскресной школы. Здесь они поют на клиросе, читают, следят за подсвечниками и лампадками, звонят на колокольне, ухаживают за церковным садом, даже пекут просфоры под руководством послушницы Елены. Пожалуй, в первый раз мне довелось встретить такой сельский храм, ведь чаще встречаешь бабушек. Оказалось, это не случайно.

«Двенадцать ключей» и ключ к детскому сердцу

В километре от ардашевского храма расположен источник, называемый «двенадцать ключей», с которым связана легенда о возникновении самого села. Раньше на этом месте жили два брата, Ордаж и Оброш. Неизвестно по какой причине, но братья крепко поссорились и разошлись в разные стороны. Тропинка, по которой братья ходили в гости друг к другу, заросла, а позднее поперек нее вообще прошел овраг. У каждого из братьев было по шесть детей. Дети не понимали причин отцовской размолвки и продолжали дружить, играя вместе в овраге, что пролег между их домами. А ещё эти благочестивые дети вместе молились о примирении родителей и прекращении вражды. Господь сказал: «Будьте как дети - незлобивы, кротки, братолюбивы, умейте прощать».

И Тот, кто обещал услышать молитву «на всяком месте» не посрамил их веры. Братья примирились, а на месте детской молитвы забили двенадцать ключей. Этот святой источник и сейчас бьёт из-под земли, принося исцеление от многих недугов, в том числе при заболеваниях желудочно-кишечного тракта, щитовидной железы, опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистых и женских заболеваниях.

Сейчас по сторонам оврага нет домов, и пробираться туда надо сквозь заросли кустарника. Но умельцы-односельчане вызвались обустроить это место, со временем тут будет и колодец, и сруб-купальня. Это им по силам, а вот покрыть купол храма кровельным железом и поднять фундамент - об этом настоятель Александро-Невского храма иеромонах Аввакум просит помощи и молитв. Сказано: «Просите, и дано Вам будет!»

«Не оскудеет рука дающего!»

Сказано также. Если задуматься, как же так получилось, что бедная мордовская деревня в Х1Х веке замахнулась на такой грандиозный проект, и нанятые мастера смогли его осуществить? Украли деньги церковной общины, но храм всё равно возвели. Если каждый был беден, то почему построили этот огромный красавец-храм? Если были так обездолены, то откуда по шесть детей в каждой семье могли не только кормиться, но и благочестиво воспитываться? Услышать можно слова по поводу другого времени. Но понимать под этим надо: другие ценности. Ведь что человек ценит, о том и заботиться, к тому и стремится, то охраняет, то желает иметь. А что же мы сегодня более всего ценим?

Через дорогу от храма, на другой стороне оврага, стоит сегодня сельская школа, в которой учатся 15 детей и работают 8 учителей. Школа необычная не только потому, что некоторым учителям приходится проводить урок для одного-двух учеников, но еще и потому, что все: и учителя, и ученики - это один единый фольклорный коллектив. Кстати, этим летом самодеятельные артисты из Ардашева выступали перед Президентом Путиным и высокими зарубежными гостями в саранском Ледовом дворце, где проходил Фестиваль угро-финских народов. Ардашевцы сохранили от своих предков не только язык, песни, танцы, костюмы, но и крепкую веру. Каждую страду осенью и весной школьники выезжают на поля Санаксарского монастыря, помогают обители. С сентября 2007 в школе начнут изучать «Основы Православной культуры».

Очень хочется верить, что встанет из руин храм благоверного князя-защитника Александра Невского, и само древнее село Лесное Ардашево оживет и наполнится детскими голосами, и не зарастёт тропинка между храмом и школой.

А для тех, кто захочет потрудиться во Славу Божию в Лесном Ардашево иеромонах Аввакум может предоставить проживание в церковном доме и возможность приложить свои силы, знания и умения на восстановление храма и на обустройство святого источника. На летнее время можно приехать и с детьми. Здесь можно набраться сил, купаясь в святых источниках и озерах, рыбача на реке и прудах, собирая грибы и ягоды.

Алла Андрианова

 
« Пред.   След. »