Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

НЕУПИВАЕМАЯ ЧАША

Image18 мая (5 мая по старому стилю) -
Празднование образа Божией Матери,
именуемого «Неупиваемая чаша»

Неупиваемая, или Неиспиваемая Чаша, - это неистощимая Чаша радости, утешения, исцеления, жизни, вообще неистощимый источник всяких духовных дарований, «Чаша, черплющая радость», как сказано в акафисте Пресвятой Богородице. Глубокий внутренний смысл в том, что икона «Неупиваемая Чаша» соделалась источником спасительных надежд и исцелений для многих, одержимых страстью винопития.

Обретение иконы произошло в первый год игуменства матушки Марии (1878). Один крестьянин Тульской губернии, отставной солдат, имел слабость к вину. У него отнялись ноги, но он не переставал пить. В таком разладе душевном, телесном и материальном во сне ему является старичок благообразного вида и говорит: «Иди в Серпухов, во Владычний монастырь, там, в Георгиевском храме, есть икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша», отслужи перед ней молебен, и будешь здоров и душою и телом». Трижды повторялось это явление, прежде чем страждущий решился отправиться в путь на четвереньках, ноги его не держали.

На одной из остановок старушка-крестьянка приняла больного и усталого путника на ночлег, растерла больные ноги и уложила на печь. Уже через день он продолжил путь, опираясь на палки, в теплых валенках (несмотря на июль месяц). Так дошел он до Серпухова.

Во Владычнем монастыре отставной солдат поведал о своих дивных сновидениях послушнице Захарии (впоследствии монахиня Елизавета), церковнице при храме великомученика Георгия, и настойчиво просил, чтобы отслужили молебен Матери Божией пред Ее иконой «Неупиваемая Чаша». Но в монастыре никто не знал иконы с таким наименованием. Тут обратили внимание на икону, которая висела в проходе из Георгиевского храма на колокольню. На ней есть изображение чаши. И каково же было удивление всех, когда на обратной стороне этой иконы действительно нашли надпись: «Неупиваемая Чаша».

Когда путника подвели к раке преподобного строителя Владычнего монастыря - Варлаама, то в его святом лике он сразу же признал того благолепного старца, который явился ему во сне и повелел идти в Серпухов.

Весть о чудном явлении иконы быстро распространилась по городу, а затем и далеко за его пределами. Стали приходить и приезжать одержимые пьянственной страстью, чтобы помолиться Матери Божией пред ее новоявленною иконою.

Что изображает эта икона? По-видимому, это точное изображение «Знамения Божией Матери». Только Богомладенец написан стоящим в чаше.

Какова была благочестивая мысль у того, кто так изобразил «Знамение Божией Матери»? Можно полагать, что мысль его переносилась к святейшему Таинству Евхаристии. Чаша с благословляющим Богомладенцем - это Чаша Святого Причащения, откуда источаются приступающим к ней с верою все благословения, дарованные грешному роду человеческому искупительными заслугами Господа нашего Иисуса Христа. Чаша эта воистину есть неупиваемая, или неиспиваемая, потому что Агнец ее есть «всегда ядомый и никогда не иждиваемый». И верится, что бедные и несчастные люди, одержимые пьянственной страстью, ни в чем и никогда не найдут такого могущественного средства против своей тяжелой болезни, как только в Чаше Святого Причащения. И также нет другого наиболее верного средства приобрести нам любовь и благоволение Матери Божией, как тоже через Причащение Святых Христовых Тайн: Она и молится за нас, и заступает, и покрывает, и охраняет нас от всех бед и напастей, и испрашивает нам у Бога, Сына Своего, всякие блага, и особенно - Жизнь Вечную.

Неизвестен тот день, в который была явлена икона, но так как она явилась через предстательство строителя Варлаама, день ее празднования приурочен ко дню преставления преподобного - 18 мая (н. ст.). Чудотворная икона «Неупиваемая Чаша» находилась в монастыре до 1919 года, а после его закрытия - в соборе Николы Белого. Дальнейшая судьба иконы неизвестна.

Сейчас в Серпухове во Владычнем женском и Высоцком мужском монастырях находятся списки с этой чудотворной иконы, которые тоже являются чудотворными. Есть множество свидетельств этому и с давних пор, и в сегодняшней жизни.

При Высоцком монастыре открыта гостиница, где можно пожить, чтобы помолиться перед этим святым образом. Некоторые страждущие и их близкие остаются на недели, месяцы, взяв благословение на посильное послушание при монастыре. Молятся жены о страждущих мужьях, дети о родителях, родители о детях, подверженных страсти пьянства, курения, наркотической зависимости.

Адреса серпуховских монастырей:

Введенский Владычный женский монастырь. Россия, 142210, Московская область, г. Серпухов, ул. Октябрьская, 40, тел. (277) 2-46-25.

Проезд из Москвы на электричке от Курского вокзала до ст. «Серпухов», далее авт. 4 или маршрутным такси 71 с надписью «Октябрьская» до конечной станции.

Богородицкий Высоцкий мужской монастырь.  Россия, 142200, Московская область, г. Серпухов, ул. Калужская 110, тел.(277) 72-57-97.

Проезд из Москвы на электричке от Курского вокзала до ст. «Серпухов».

Алла Андрианова

Я сама не раз бывала в этих серпуховских монастырях, много видела людей, пришедших поклониться этому чудотворному образу, много слышала об исцелениях, но история, которую узнала случайно несколько лет назад в московском приходском храме, меня особенно поразила.

Я БЕСКОНЕЧНО БЛАГОДАРНА БОГУ

Как-то к концу Литургии ко мне подошла молодая женщина с двухлетней девочкой на руках и попросили поднести её к Причастию (сама эта женщина была в нечистоте). Моя дочка-подросток тут же вызвалась сопровождать малышку. Когда дети отошли, женщина сказала: «Моя Елисавета - необыкновенный ребенок».

Незнакомка назвала своё имя (будем звать её Н.), а также имя священника из г. Рузы, у которого она окормляется. В подтверждение своих слов (оказалось, что мы с этим батюшкой тоже знакомы)  Н. сказала, что батюшка благословил её рассказывать о том, что с ней произошло, кому это будет полезно.

С Н. произошла действительно страшная и чудесная история. Сразу после школы Н. поступила в институт и уехала из родительского дома - тут всё и началось: пиво, сигареты, ночные клубы, гулянки, выпивка покрепче и прочее. Доходило до самых тяжелых последствий. Родители пытались её лечить, но ничего не помогало, а только озлобляло юную девушку. Как-то после очередной гулянки она «вышла  на балкон и ушла дальше... с пятого этажа». Чудом осталась жива, мало того, повредила только позвоночник в области шеи («сломала шею»), но после удачной операции встала на ноги. Сначала мама, потом и отец Н. в таком горе обратились к Богу, молились о дочери. Когда Н. выписали из клиники, родители отвезли её в Высоцкий монастырь, попросили благословение оставить дочь пожить в монастыре, помолиться. Какая она молитвенница?! Одному Богу было известно, как всё обернется.

В первые дни Н. не выходила из монастырской гостиницы, а потом как-то притихла, стала ходить на службы, молилась, как могла, помогала в трапезной для паломников. Словом, через пару недель приехали за ней родители и не узнали дочку: всё в ней изменилось. Благодать Господа коснулась её сердца. Прошло некоторое время, Н. восстановилась в институте, вышла замуж, а потом родила дочку, причем в день празднования иконы Божией Матери «Неупиваемая чаша». Назвали дочку Елисаветой, что значит - почитающая Бога, потому что теперь Н. и вся её родня не мыслили своей жизни без этого почитания.

«Сейчас, - добавила Н., - я практически здорова, вот только каждые полгода приезжаю в Москву для обследования горла, мне сделали ещё операцию, и ещё предстоит несколько, разумеется, всё это время я не прикасаюсь к спиртному - даже не могу себе представить, как я раньше пила, курила». «Наверное, очень дорого это лечение? - с сочувствием поинтересовалась я. «Действительно так, тем более, что очень мало врачей такой специализации. Но меня лечат бесплатно. Господь помогает, но не дает забыть мне мой грех - оттого, видимо, горло повредила...» (по внешнему виду я никогда бы не подумала, что эту молодую, кроткую, статную женщину так истязал «зеленый змий»). Потупив глаза, она продолжила: «Сейчас мы с дочкой на время обследования приехали в Москву. Оказались в этом храме случайно, я стараюсь, как можно чаще причащать дочку, приучать к храму, воцерковлять, чтобы с ней не произошло того, что мне пришлось пережить. Я бесконечно благодарна Богу за всё!»- на прощание сказала Н.

Готовя эту публикацию, я с удивлением обнаружила тот факт, что немалую роль в обретении и прославлении иконы «Неупиваемая чаша» сыграла монахиня по имени Елизавета. Может, еще и потому дочка Н. носит это имя.

В завершении этой темы хотелось бы напомнить русскую пословицу: «На Бога надейся, да сам не плошай!»

Не надо думать, что если живешь далеко от Серпухова, если нет перед глазами этого чудотворного образа, то не будет услышана молитва вопиющего, страждущего человека и его близких к Господу. В назидание обратимся к советам подвижника благочестия, который жил в середине ХХ века, а именно, к «Письмам к пьющему брату и его жене» игумена Никона (Воробьева).

Письмо первое.

Пора тебе уже давно знать, что есть дьявол и бесы, которые по своей крайней злобе всячески хотят погубить каждого человека. Как они это делают? Вот как: они стараются действовать на страсти человека и раздувать их до такой силы, чтобы они погубили человека.

Например, кто любит выпить, того бесы понуждают пить больше и больше, довести до запоя, драк, убийства и самоубийства и этим погубить навеки. Иного бесы приучают к воровству, иного очень тонко приводят к высокоумию, тщеславию, гордости и, наконец, к духовной прелести, и так губят. И многими другими путями ищут вечной погибели человеку.

В спокойном состоянии подумай, в какое омрачение души нужно прийти, чтобы из-за малой скорби перейти в вечную, ужаснейшую муку. Как бы ни было здесь тяжело, хоть бы мы жили на земле тысячи лет в тяжких страданиях, все же им будет конец. А в аду нет конца мукам. Ты представь себе хоть такую, например, картину: шайка бандитов, самых отвратительных, человек сто, захватили бы тебя в лесу и весь день издевались бы над тобой. Как бы ты себя чувствовала при этом? Ты здесь хоть избавилась бы от этого через смерть. А самоубийца попадает в руки бесов, которые в тысячи раз хуже, злее, отвратительнее всех бандитов, на их полную волю, на издевательство, кроме огня неугасающего и не светящего, кроме червя неусыпающего. И этим мукам не будет конца. Какой ужас! И прийти в такое состояние из-за пустяков, из-за того, что кто-то дурная или злая, что она как-либо обидела тебя. Если такой мелочи не можете терпеть, то как ты не ужасаешься адских мук?

Ты скажешь, что в это время ни о чем не думаешь, а готова лезть в петлю. Правду ты говоришь, что ничего не думаешь, забываешь Бога, будущие вечные муки. В этом и есть опять хитрость бесов и их действие на душу человека.

Где Господь, там и мир, свет, разум, радость. Где дьявол, там расстройство, мрак душевный, омрачение разума, отчаяние, готовность на всякое зло.

Я много раз говорил об этом. Еще раз предупреждаю тебя: не давай руки дьяволу. Молись Богу и проси в спокойном состоянии, чтобы Он не допустил тебя до омрачения, не дал власти бесам над тобой. Господь защитит тебя, если сама не полезешь в ад. Помни Иуду. Он дал дьяволу войти в себя, погиб ужасной смертью и перешел в вечную муку, во дно адово.

Не шути с этим делом. Будь подальше от этих мыслей. Господь да поможет тебе понять написанное и избежать рук бесов и здесь,  и в будущей жизни, а несколько потерпев здесь, войти в Царствие Божие, в вечную радость и блаженство.

Аминь.

Письмо второе.

Очень хотелось бы мне повидать тебя и побеседовать. Я слышу, что ты продолжаешь изрядно выпивать в крайний вред себе. Что ожидает человека на этом пути? Я тебе сейчас напишу. Если ты не будешь бороться с этим недугом, то попадешь под полную власть бесов. Они будут возбуждать тебя пить все больше и больше и через это расстраивать нервную систему. Ты сделаешься раздражительным, гневливым. Легкие сначала ссоры будут все грубее, длительнее. Денег не будет хватать, сгонят со службы - надо будет продавать вещи, выпрашивать в долг унизительным образом, может быть, даже воровать. Гнев усилится до бесовской злобы, до желания убить. Бесы, действовавшие втайне, станут являться в виде разбойников, диких зверей, змей и пр. Потом могут явиться и в своем безобразно гнусном виде. Если и тут ты не образумишься, то заставят тебя совершить какое-либо тяжкое преступление, например, поджог, убийство, а затем приведут в полное отчаяние и заставят покончить с собой. Если бы со смертью человек совсем исчез, так можно было бы порадоваться, что кончились мучения, но ведь нет уничтожения. Пьяница, самоубийца из малых и временных страданий перейдут окончательно и навеки во власть бесов в ужаснейшую муку, которой не будет конца.

Как люди духовные, борющиеся с грехом и побеждающие грехи, делаются постепенно способными чувствовать сначала духовный мир, а затем видеть ангелов..., точно так же преданные грубым страстям, особенно пьянству и разврату, если не покаются, будут видеть бесов и сделаются их рабами.

Уже внешний вид человека духовного и раба дьявола говорят ясно, к чему ведет тот и другой путь. «По плодам их узнаете их», - говорит Господь.

Дорогой, милый, добрый, умный... Опомнись, куда ты идешь? Если тебе здесь тяжело, то каково будет после смерти? Страсти, тысячи раз более сильные, чем на земле, будут, как огнем,  палить тебя без какой-либо возможности утолить их. Совесть о потерянной жизни, о совершенных преступлениях, как червь неусыпающий, станет грызть твое сердце. А сознание, что сам себя лишил вечного блаженства в обществе святых людей и ангелов,  будет во веки веков терзать тебя. Если не можешь бросить пить, хоть так сознай, что ты делаешь нехорошо, что губишь себя, обижаешь близких тебе, оскорбляешь Господа. Сознай это и припади к Господу хоть один раз в день и скажи Ему: «Господи, я погибаю, спаси меня, не допусти до окончательной гибели. Господи, будь милостив ко мне грешному». Если будешь так говорить ежедневно от всего сердца, то Господь простит тебе все грехи твои и спасет от гибели.

Первым вошел в рай разбойник. Это устроил Господь для поощрения и утешения нас, грешных. Все прощает милосердный Господь искренне кающемуся. Не должно отчаиваться никакому грешнику. Не говори, что ты уже погиб. Это бесовская мысль. «Радость бывает на небе об одном грешнике кающемся», - говорит Господь. Он, Спаситель наш, пришел на землю, чтобы «взыскать и спасти погибшего». Не бойся бесов. Если они будут являться в каком-либо виде - то призывай Имя Господа Иисуса Христа и крестись сам и крести явившихся, и они исчезнут, как дым. Не ножами или иным вещественным оружием обороняйся. Они не боятся этого, а борись именем Божиим. «Обышедше обыдоша мя, и именем Господним противляхся им», вот как оборонялись от бесов истинные христиане, и нас этому научают.

Я тебя всегда поминал на молитве. Даю тебе обещание за каждой литургией вынимать за тебя частицу и просить Господа, чтобы Он вразумил тебя и помог избавиться от беды. Только ты сам хоть немного борись, не давай руки бесам...В светлую минуту помолись Господу, и Он поможет тебе и все простит. Опомнись, пожалей себя!..

Как бы тяжело ни было, но всему земному настает конец. А после смерти - вечность без конца, вечность или в неизреченном блаженстве, или в ужасной муке. Выбор в наших руках. Господь хочет всем радости вечной, но насильно никого не влечет к Себе. Не хочешь быть с Господом во свете и блаженстве, пойдешь к дьяволу в вечную тьму и муку.

Все, что здесь написано, - несомненная истина. Пожалей себя, будь милостив к себе.

Аминь.

 

 

 
« Пред.   След. »