Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВО и ЧЕЛОВЕК
ДЕМОГРАФИЯ
НАШИ ТРАДИЦИИ
СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ДЕМОГРАФИЯ

ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ

Image
Анатолий Иванович АНТОНОВ, зав. кафедрой МГУ, доктор философских наук, профессор
Анатолий АНТОНОВ

Если бы не было в стране 14-ти лет депопуляции, мы, наверное, в этом году так часто не собирались бы для того, чтобы обсуждать демографические проблемы. В 1994 году, когда обсуждался правительственный доклад на Каирскую конференцию по демографии, большая часть ученых-демографов настаивала на том, что нужно зачеркнуть слово "депопуляция" как не существующее в науке, якобы. И это было достигнуто. Это слово было зачеркнуто. Но вычеркнуть процесс так просто, одним росчерком, невозможно. Надо учитывать инерционность демографических процессов. Однако необходимо оптимизировать ситуацию, причем радикальным образом. В отличие от остальных проблем, эта проблема связана с массовой психологией.

Да и результаты того, о чем мы говорим,  видны не сразу, а через несколько десятилетий. Очень многих это обстоятельство отпугивает.

Депопуляция - это  недорождение того числа младенцев, которое могло бы компенсировать уходящих, и эта проблема обусловлена одной единственной причиной - сверхнизкой рождаемостью.

И поэтому единственным приоритетом является повышение рождаемости. Два остальных приоритета (уменьшение смертности и иммиграция)   это вещи, не имеющие никакого демографического значения.

Однако сейчас чаще всего говорят,  что нам необходима иммиграция.И причем очень большая. Здесь назывались уже цифры, говорилось,  что Америка  это страна, которая вся зиждется на иммиграции, принимает один миллион в год, при почти 300 - миллионном населении. Это 0,3 процента. Что сейчас закладывается по миграции в наших проектах?  В разных государственных и негосударственных организациях это составляет  0,6, - 0,5, - 0,7, то есть в два раза больше.  Страна, которая живет на эмиграции и умеет ассимилировать эмигрантов, не претендует на такую норму миграции. Но что такое миграция? Миграция - это оккупация населения пришлыми людьми, переселенцами. (Аплодисменты.)

Смысл депопуляции и последствие депопуляции - это обезлюдение. Это не только освобождение зданий, имущества разного рода, это еще и опустошение территорий, которые заселяются другим населением.

Миграция в масштабах, которая планируется у нас в стране, 50 миллионов до 2050 года. Это  оккупация страны пришлым населением. На этом, как на единственном средстве преодоления депопуляции, настаивают наши научные оппоненты. По их наметкам, мы сделали прогноз до 2080 года. И вот, что получается.

Если завозить мигрантов по миллиону в год и совершенно не повышать рождаемость, то к 2080 году мы все равно получаем уменьшение населения России до 59,9 миллиона. Причем больше половины этого населения будут составлять переселенцы и их дети.

Таким образом, использование иммиграции как средства преодоления депопуляции не решает главной цели. Люди, которые предлагают это средство излечения, озабочены чисто политическими целями и задачами, не имеющими никакого демографического значения.

Тем более, что никто из разработчиков, когда им прямо задаешь вопрос: «А кого вы хотите привлечь, какой средний суммарный коэффициент рождаемости будет у этих людей?» - не знают. Это все не просчитано.

Россия всегда прирастала Сибирью и Дальним Востоком. У нас сейчас колоссальный отток населения оттуда в Центральную Россию. Если открыть свободно ворота для этой иностранной миграции, все мигранты расположатся вокруг Москвы и Петербурга. А Сибирь и Дальний Восток? Нам нужны не просто люди, которые приезжают, а те, которые являются русскими людьми или идентифицируют себя с русскими, ассимилируются.

Здесь говорилось о том, что огромный вклад в рост смертности трудоспособного населения вносит, якобы, алкоголизация нашего населения. Это совершенно неверно.

Недавно ушедший от нас выдающийся российский демограф Борисов приводит такой интересный расчет. Россия занимает из 33 стран мира 13 место по употреблению спиртного на душу населения, где-то 8,5 литров в год. Великобритания на 12 месте. То есть у нас почти одинаковые показатели. Перед нами по употреблению спиртного: Германия, Португалия, Испания, Франция, очень многие европейские страны.

Сравним продолжительность жизни в Великобритании и в России, которые рядышком по употреблению спиртного, в Великобритании живут в среднем 76 лет, у нас - 65. О чем это говорит? Проводить прямую корреляцию употребления спиртного и проецировать это на продолжительность жизни - это совершенно бесполезная затея. Не так все однозначно. Совсем другие работают факторы.

Сравним уровень минимальной зарплаты. Но у нас  18 евро, а в Великобритании  1080 евро в месяц.  Минимальная зарплата в 86 раз больше. Вот о чем нужно говорить.

Как можно осуществлять платное здравоохранение или избавляться от вредных привычек, заниматься спортом и так далее при такой оплате труда? У людей должны на это быть деньги.

Еще один вопрос, связанный с проблемой смертности. У нас 97 процентов женщин умирает старше 50 лет. А  смертность женщин, которые занимаются воспроизводством населения, составляет 3-3,5 процента. А вот что действительно озадачивает, так это то, что поколение дочерей наполовину меньше поколения матерей. И это сегодня соответствует репродуктивным ориентациям молодежи, подростков.

Мы не только должны создать многоальтернативную политику стимулирования доходов, налогов и кредитов, но мы должны резко поднять потребность в детях и повысить ценность семьи и детей. И для того чтобы реализовать эту задачу, нам, конечно, нужны деньги, но, прежде всего, необходимо желание, чтобы это все сделать. И для этого нам нужно, в первую очередь, резко изменить систему управления.

Вот сейчас есть наука, которая дает рекомендации, и нет промежуточного звена между наукой и населением. А промежуточное инженерно-демографическое звено должно разрабатывать демографические проекты. Причем мы должны поставить задачу: хотя бы к 2050 году сделать 50 процентов семей многодетными. Если мы хотим действительно избавиться от депопуляции, то 50 процентов семей должны иметь трех и более детей. Сейчас среди двухдетных семей только шесть процентов хотят иметь третьего ребенка.

Если мы возьмем на себя дорогостоящий проект материнства, родительства, то сможем его реализовать, как в свое время подняли образование и здравоохранение, сделав их бесплатными. Но для этого нам надо пойти на то, чтобы признать труд родителей так же профессией, как и любую другую. Надо помочь родителям стать учителями и воспитателями своих собственных детей, платить им за это зарплату. Мы неизбежно к этому придем, если хотим избавиться от проблемы депопуляции.

(Из выступления в Государственной Думе)

 
След. »