Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru
Новости Православного медицинского сервера

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
ДУХОВНЫЙ МИР
СЛОВО ПАСТЫРЯ
ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
СЛОВО ПАСТЫРЯ

ПОЧЕМУ НЕТ ИСТИННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ImageЕпископ Екатеринбургский и Ирбитский ИРИНЕЙ

Эти слова сказаны Господом Иисусом Христом в прощальной беседе Его с Апостолами. Спаситель в этих словах еще раз указывает ученикам своим на Свое Божественное посланничество и подтверждает Свое истинное Божественное достоинство. Отходя из мира, Иисус Христос хотел на все времена напечатлеть в сердцах Своих учеников веру, что Он Сын Божий. Да иначе и быть не могло. Ибо какая польза нам от всей христианской религии без веры, что Иисус Христос есть Бог? Христианство без этой веры столько же имеет цены, сколько и отлично написанный вексель без подписи на нем должника.

Нашему времени особенно часто нужно напоминать, чтобы оно твердо соблюдало веру в Иисуса Христа, дабы и самая вера не была у него отнята неверующими и полуучеными, как справедливее называть многих, считающих себя учеными. Слова Христовы: "изыдох от Отца и приидох в мир" остаются вечно истинными. Так как Он есть Сын Божий, Единосущный со Отцем. Он есть жизнь и свет, которым живет и просвещается род людской.

В последнее время снова стало заметно усиленное антирелигиозное устремление против истины Божества Иисуса Христа. Выступают люди различных вероисповеданий и политического направления, считающие себя мудрыми и учеными, и воображающие, что мир может существовать и без веры в Христа. Но кто не видит, что думая так, мир вступает на край погибели, так как без Христа невозможны ни просвещение, ни нравственность, ни благосостояние.

Сказал я, что без Христа невозможно образование. - Это такая истина, которая не допускает никакого сомнения и вполне подтверждается историей всех веков. Нет надобности указывать здесь на времена пред Рождеством Христовым. Тогда (при некотором умственном образовании) у некоторых народов вообще виден был повсюду такой глубокий нравственный упадок, что стыдно даже людей того времени признавать подобными нам людьми. Язычество унизило людей на степень и ниже неразумных животных.

Остановимся только на христианских веках и посмотрим, что неверующие отрицатели Божества Иисуса Христа сделали из образования. Все следы прожитых времен указывают на то, что во времена, когда господствовала живая вера, и считалось невозможным существование людей, носящих имя христиан, и в то же время дерзающих издеваться над верою в Божество Иисуса Христа, в те именно времена между людьми существовало большое научное образование. И хотя общее образование того времени и позволяло желать еще многого, хотя большинство людей было безграмотно, но, тем не менее, то время отличалось глубокой ученостью и благородным стремлением наилучшим образом развивать данные Богом силы своего духа и употреблять их на исследование естественных и сверхъестественных истин.

Свидетелями высокого образования в тогдашнее время служат имена столь многих великих ученых, с удивлением произносимые благодарным потомством. А также их творения, сохранившиеся в древних библиотеках и для всех времен служащие неисчерпаемыми рудниками знания и учености. Поэтому те только библиотеки и славятся, в которых больше всего находится произведений древних авторов, ценимых гораздо более сочинений современных ученых.

Рука об руку с наукой шли и искусства. Из тех времен мы имеем величайших гениев во всех областях искусства, и притом в тех именно странах, которые по преимуществу отличались своею религиозностью. Протекшие века оставили нам замечательнейшие произведения живописи, преимущественно картины религиозные, изображающие события из жизни Пресвятой Девы Богородицы, Спасителя и Святых. Эти произведения отличаются такими неподражаемыми достоинствами, что целая галерея картин новейшего времени не имеет той ценности, какую имеет одна картина того времени. То же нужно сказать и о знаменитейших произведениях архитектуры того времени. Древнейшие храмы средневековой Европы поражают современного зрителя. Какое благородство, простота и величие в формах, дышат их жизнью и духом, невольно обращающих души к Богу и возбуждающих к благоговению! Только господствовавшим в те времена образованием объясняется возможность происхождения столь великих произведений. И только невежество и религиозный фанатизм могут сомневаться в том, что протекшие века, бывшие в согласии с верою и жизнью Церкви, произвели неподражаемое в искусствах.

К этому нужно присовокупить, что там, где оставлена вера в Сына Божия, замечается и в образовании народов постепенный упадок, с каждым веком увеличивающийся все больше и больше. Те страны, как, например, Малая Азия и области Северной Африки, в которых в прежние времена процветало христианство, с того времени как оно стало там исчезать, снова впали в варварство и невежество. Ибо без Христа нет образования. Не лучше станет и у нас, если начнет оскудевать вера во Христа. Поэтому насколько сильно в нас должно быть стремление твердо держаться веры в Божество Иисуса Христа.

Без Христа невозможна также и истинная нравственность. В человеке существует два душевных направления: одно из них устремляется к добру, другое - ко злу. Последнее даже сильнее, так как ум человека от рождения склонен к делам тьмы, которой он подпал вследствие греха Адамова. Только Христос Своим учением может обуздать людские страсти, воодушевлять человека к доброму и благородному и вместе с тем давать силы идти путем добродетели. В христианском нравственном законе предписываются возвышеннейшие добродетели - смирение, справедливость и самоотвержение. Кто строит свою жизнь по этому нравственному закону, тот имеет истинную нравственность, даже если у него нет возможности развить свое сердце и ум. Поэтому часто бывает, что простые, необразованные люди делают больше добрых дел, чем люди много учившиеся и много знающие.

Нравственная жизнь независима от научного образования, доброму нраву учатся только в христианской религии. С этим должен согласиться всякий, кто не хочет явно лгать на истину. Что касается всех других религий, то они не в состоянии образовать и облагородить нрав человека. Они не решаются даже давать своим последователям нравственные предписания, чтобы не отвратить их от себя. Только Бог Один имеет право предписывать человеку, как он должен располагать свое нравственное поведение и удерживать свои страсти. Недавно стали делать попытки учить нравственности без Христа, и как постыдно не удалась эта попытка! Низшие классы общества, у которых отнимали религию, делались грубыми и отчаянными. Ужасно, что приходится слышать о больших городах, но не лучше говорят и о малых, даже о селах и деревнях. Разнузданность нравов невообразимая! Только и слышно про воровство, убийство, пьянство, поджоги, клятвопреступления, самоубийства и другие самые возмутительные пороки. Потерявшие религию не останавливаются ни пред каким преступлением и даже открыто объявляют всем прочим классам войну, говоря о своем праве грабить и убивать, так как «богатство есть воровство» и богатые суть природные тираны бедных и поэтому их нужно уничтожить. И не следует себя обманывать надеждой, что дело улучшится. Напротив, нужно быть уверенным, что день ото дня дела будут ухудшаться, и всему этому не будет никакого удержу. Горе тому обществу, в котором народ потерял всякую религию, веру во Христа, Сына Божия!

Дай Бог никому не быть свидетелем того, что происходило много лет назад в Париже, когда там захватила власть в руки, так называемая Коммуна. Не следует забывать, что пушки и штыки не совсем надежная защита для общества - и толпа безбожников найдет средства и пути уклониться от них. Если можно считать и преувеличенными изображения развращенности и безнравственности низших классов в иностранных государствах, то никто, однако, не станет сомневаться в том, что с ослаблением религиозного сознания страдает и нравственность.

Правда, некоторые считают, что религия необходима для обуздания простого народа. И нередко приходится слышать, что религия и пригодна только для старых женщин и для необразованной толпы, а образованный человек может жить без Христа, что для него образование заменяет религию и веру во Христа. Но это не больше, как грубая ложь. Ибо что за нравственность мы видим в высших классах общества, потерявших веру во Христа? Не к ним ли прилагается слово Иисуса Христа о гробе, снаружи украшенном, внутри же наполненном зловонием? Пороки, напоминающие времена дохристианские, не процветают ли в так называемых образованных сословиях? И кто решится утверждать, что образование без религии в состоянии сделать людей нравственными, целомудренными, честными и совестливыми? И не господствует ли между так называемыми образованными людьми чуть ли не большая порочность, чем в среде необразованных людей? Без Христа немыслима нравственность ни у простого народа, ни у людей образованных.

Без Христа невозможно также и благосостояние между людьми. Бог благословляет труд людей и подает им успех. Всякое благословение приходит Свыше от Отца Светов. Посему, когда внезапно могут быть уничтожены плоды наших трудов, наших нив и полей, что остается нам больше, как не обращаться к Богу, чтобы Он наполнил руки наши своею благостью? И верующие люди никогда не забывали древнего изречения: «Молись и трудись». Не переставая, с одной стороны, совестливо исполнять обязанности своего звания, они, с другой стороны, не забывали призывать Господа на помощь. Этим они приобретали твердое, солидное благосостояние, достаточное для беспечального существования. Это, между прочим, видим мы из того, что там, где господствует нелицемерная религиозность и благочестие, там и благосостояние. И только редко, при необычайных обстоятельствах, вторгаются туда нужда и бедность. Конечно, такие богатства, какие приобретаются ныне в короткое время торговыми и другими спекуляциями, не могли быть наживаемы прилежанием, соединенным с благочестием.

Религия, вера в Иисуса Христа, препятствует обогащению неправедными способами и учит нас трудиться в поте лица, запрещает полагаться единственно на богатство и высшим благом в мире считать деньги и копить их. Евангелие говорит нам: «Ищите прежде царства Божия и правды Его и все прочее приложится вам». И несомненная истина, что Бог не оставляет надеющихся на Него.

Совершенно противное мы видим там, где исчезла вера в Иисуса Христа и где думают, что можно быть счастливым и богатым без нее. Доказательство этому представляет именно наше время. Нам могут возразить, что мир никогда еще не обладал такими богатствами, как в наши дни, когда деньги считают уже не тысячами, но миллионами и миллиардами. В наши дни роскошь в жизни, во внешних удобствах, в домашней обстановке так развилась, как прежде только можно было читать в сказках. И однако все жалуются, что нет денег, нет благосостояния между людьми и что везде недостаток в средствах к жизни. Это особенно заметно в тех местах, где возобладало неверие или оскудела вера во Христа. Там особенно видна самая горькая бедность, так что не редкость слышать, что люди умирают от голода. Без Христа нет благосостояния. Это впоследствии еще больше заметно будет, когда возрастут жалобы, требования рабочих классов.

У Бога немало средств уничтожить богатство и благосостояние, если люди сделаются недостойными его. Может случиться неожиданная война, голод, застой в торговле, и многим придется - хоть просить милостыни. Неправедно нажитое имущество впрок не пойдет. И неправедно нажитое не только то, которое приобретается нечестным путем: воровством, обманом или другим бесчестным образом, сюда нужно отнести и то богатство, которое приобретено без Бога, без Христа, с неуважением к вере и благочестию. Такое имущество непрочно, не переходит к детям и потомству. Поэтому нельзя не счесть величайшими безумцами тех, которые заботятся только о накоплении богатства, а забывают при этом Бога. Они одной рукой разрушают то, что строят другие, и прокладывают себе и своему потомству путь к бедности и нужде. Ибо еще не изобретено искусство, как можно приобрести богатство и пользоваться благосостоянием без Христа. Доселе еще никому это неизвестно.

Мы показали, что без Христа не может распространяться ни образование, ни нравственность, ни благосостояние. Без Христа не может быть добра. Он - основа нашего вечного спасения, и нет другого имени под небом, которым бы мы могли спастись, кроме святого и благословенного имени Иисуса Христа. Это относится не только к вечному блаженству на небе, но и здесь, на земле, мы не можем быть счастливы без Христа. Это нужно всегда помнить, и потому нужно стараться всегда возрастать в вере и любви к Иисусу, Спасителю нашему. Он «изошел от Отца и пришел в мир», чтобы сделать людей счастливыми и на земле, и на небе. Поэтому нужно твердо держаться веры в Сына Божия и сохранять ее, несмотря ни на какие соблазны со стороны неверующих. Никто не может доставить нам счастья и блаженства, кроме Иисуса Христа, Спасителя нашего. Аминь.

 
« Пред.   След. »