Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
ДУХОВНЫЙ МИР
СЛОВО ПАСТЫРЯ
ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
СЛОВО ПАСТЫРЯ

С САМОГО РАННЕГО ВОЗРАСТА

ImageЕпископ Екатеринбургский и Ирбитский ИРИНЕЙ

Один пустынник, великий по святости жизни и знанию души человеческой, повелел однажды своему ученику: «Вырви это дерево из земли!» И указал ему на молодое, но уже пустившее глубокие корни, пальмовое дерево. Беспрекословно исполняя послушание старца, ученик приступил к делу, но, несмотря на все усилия, не мог пошатнуть дерева. «Отче, - сказал он своему авве, - ты приказал мне сделать невозможное!» Тогда старец указал ему на другое, совсем еще молодое деревцо, которое послушник без особых усилий тотчас вырвал с корнем. Ничего не смог поделать ученик с деревом, которое уже крепко укоренилось, но без особых усилий совладал с молодым.

Если эту повесть применить к воспитанию, то смысл ее таков: бессильны родители над взрослыми детьми, если не начинали воспитания их с юных лет, так как  «чесому  тонкое детство обучено бывает (к чему привык человек с малых лет), того и дряхлая старость неудобь оставляет». Поэтому Премудрый Сирах учит: «Есть у тебя дети? Учи их и с юности нагибай шею их».

Немногие родители ныне могут похвалиться, что воспитали детей своих, как бы следовало. У некоторых, даже по-своему  благочестивых и добрых родителей, дети оказываются с нежелательным и неожиданным для них характером. Одну из главных причин сего нужно видеть в самих родителях. Многие родители часто бывают или вообще беспечны к религиозно-нравственному воспитанию своих детей, или же до того ослепляются неосмысленной любовью к своим маленьким детям, что ничего не хотят в них видеть нехорошего и бывают глухи к предостережениям со стороны благожелательных людей, не слушаются истины и добрых советов. Когда же детские пороки становятся невыносимыми уже и для самих родителей, тогда только они начинают подумывать об исправлении своего мальчика или девочки, приступают к воспитанию, но бывает уже слишком поздно. Полезным нахожу объяснить вам, слушатели, что воспитание детей нужно начинать с самого раннего возраста.

Всем известно, как скоро прорастает в земле зерно или посеянное семя. Причины, содействующие его развитию, тотчас начинают оказывать свое влияние. Теплота, влажность среды пробуждают дремлющий в почве росток, и он показывается наружу. Так и с дитятей, которое является на свет, как зерно, начинающее расти и расти. Известно также, что никогда природа человеческая не развивается так быстро и всесторонне, как в детском возрасте. Но никогда также столько не нуждается она в заботливом попечении и уходе, как в первые годы детства. Телесный рост идет быстро и сильно, а еще больше - душевное развитие. Дитя начинает говорить, у него образуются определенные понятия, оно учится мыслить, думать. Воля в нем укрепляется и начинает действовать. Обогащаясь понятиями об окружающих его предметах, оно получает вместе с тем понятие о Боге, о своем назначении, учится различать добро и зло, в нем пробуждается совесть. Начинает действовать любовь или ненависть. Проявляется чувство чести и стыда. Чтобы дать надлежащее направление развитию в ребенке всех сил, которые возвышают человека до богоподобия, родители должны внимательно следить за нравственным развитием своего дитяти. И так как воспитание имеет двоякую задачу: насаждать добро и искоренять зло - то они должны начинать это воспитание в самом раннем возрасте.

Но кто же не знает, как многие родители безответно погрешают в этом! Они совсем даже как будто не знают, что дитя можно и должно воспитывать с самого раннего возраста. Некоторые из них, особенно молодые, долго смотрят на дитя, как на игрушку или куклу. Они кормят его, кладут спать, ласкают, играют и шалят с ним, берегут всячески от простуды и т.д., а в остальном позволяют ему делать, что он хочет, если только не беспокоит их своим плачем. И долго не замечают они, что ненаглядный их «ангел» в сущности - упрямое, капризное, своенравное, необузданное, непослушное, жадное, алчное, злое дитя. Но вот случайно открылись глаза их. Тогда они решаются приступить к воспитанию своего баловника! Но, любезные родители, теперь уже слишком поздно: деревцо слишком велико стало.

Другие родители погрешают не меньше, исходя из ложных понятий о воспитании. Господствующие неправильные понятия, вкоренившись в головы родителей, тем труднее могут быть устранены, что они служат с одной стороны к оправданию и извинению недостатков и пороков детей, а с другой - к прикрытию их упущений и небрежности в отношении к детям. «Да ведь это дети, - говорят нежные родители, - и разве можно строго смотреть на их недостатки?» Такими и подобными суждениями обыкновенно извиняются все детские проступки: конечно, они дети, но что за дети? И что из них будет? Дает ли детский или юношеский возраст право на зло, и разумно ли оставлять без внимания злой проступок потому только, что его совершает дитя?

Когда в доме начинается пожар, то заметивший его не говорит: «ах, это показался только огонек!» - но изо всех сил взывает о помощи. Неужели же спокойно смотреть нам на детей наших, когда в них начинает пылать огонь страстей, угрожающий временной и вечной им погибелью? «С годами и ум придет, - говорят также не совсем умные родители, - дитя станет рассуждать и само поймет, что хорошо, что дурно!»  Увы, это пагубное заблуждение! Рассудок - обоюдоострый меч: его можно направить к добру и ко злу. И при том познание добра само по себе еще ничего не дает, нужно еще хотеть добра и иметь навык к совершению его. К такому-то навыку с самого детства должен быть направляем человек посредством воспитания, чтобы познанное рассудком добро он совершал усилием воли. Без надлежащего, с детства начинающегося воспитания, рассудок - очень опасный дар. Замечают, что в тюрьмах и острогах сидит много людей с большим умом. Почему же сидят они там? Вероятно, потому, что разум у них пришел с годами!..

О, не думайте, родители, что человек сам по себе бывает добрым и честным. И при большом уме, но без своевременного в детстве доброго воспитания - мало добра, так как человек, по свидетельству Слова Божия, от юности склонен ко злу.

Оправдывая недобрые поступки детей и юношей, а также и свое нерадение в воспитании их, беззаботные родители с упреком могут сказать: «Нельзя же требовать и ожидать каких-либо добродетелей в детском возрасте!»  Но отчего же и нет? Разве не был в детском и отроческом возрасте давший образ нам, чтобы и мы Ему последовали - Господь Иисус Христос? Разве не говорится в Евангелии, что в детстве и отрочестве Он преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков (Лк. 2:52)? А разве мало сказаний о жизни святых, которые с детства украшались детскими добродетелями, благочестием, послушанием, невинностью? И если Спаситель говорит о детях: «пускайте детей приходить ко Мне, ибо таковых есть Царствие Небесное», и еще: «горе тому, кто соблазнит одного из малых», т.е. соблазнит на грех, то следует ли отсюда, что в детях невозможны добродетели? - Нет, Спаситель говорит так потому, что добродетель в детском возрасте бескорыстнее и чище, и что Он хочет, чтобы она обитала во всех детских сердцах.

Поэтому и говорю я: горе тем родителям, которые не заботятся о насаждении в душах детей своих добрых навыков, доброго нравственного настроения с самого юного их возраста. Они ответят за это перед Богом. Нет для родителей никакого извинения, если они не радели о воспитании своих детей. Возможно воспитывать самое маленькое дитя, а потому и должно.

Поэтому вы, родители, и в маленьком дитяти не должны пропускать без внимания никаких проявлений зла. И самое малое дитя имеет уже свои недостатки и пороки - печальное наследство от прародительского греха, - сначала бессознательные, а после и сознательные. Например, если маленький ребенок знает и скоро замечает, что своим криком и плачем он может достигнуть того, чего хочет, то кричит до тех пор, пока не получит желаемого, и чем чаще это бывает, тем своевольнее и капризнее он делается. То же случается и со всеми пороками человека, которые в дальнейшей его жизни обнаруживаются во всей своей силе: зародыши их были уже в самом раннем возрасте. Так, об одном из самых жесточайших гонителей христиан Домициане читаем, что он, будучи ребенком, любил мучить животных. Жестокость, значит, была в нем с детства. Поэтому-то и нужно начинать воспитание с раннего возраста. Замечайте склонности дитяти, и что найдете в нем нехорошего, искореняйте добрым воспитанием. Садовник своевременно обрезает на дереве дикие побеги, то же самое должны делать и родители в отношении своих детей. Сердце дитяти можно сравнить с садом, а родителей - с приставленными Богом садовниками, которые с раннего детства должны очищать сад - сердца детей своих - от бурьяна и плевел греха и греховных привычек. А если они будут ожидать, пока зло твердо вкоренится в сердцах, пока детское сердце зарастет пороками, тогда им уже не совладать с этими плевелами. «Ты жалуешься, - говорит св. Иоанн Златоуст, - на необузданность своего сына? Ты легко мог обуздать его, когда он был еще очень юн, научить его порядку, приучить к обязанностям и излечить болезнь души его. Когда нива сердца его была более способна к удобрению, тогда ты мог бы повырывать и терние, еще не сильно вкоренившееся. Тогда страсти детей нерадением своим не были бы столь непреодолимы!»

Но действие воспитания должно состоять не только в том, чтобы искоренять в дитяти зло, но и приучать его измлада к добру. К каким добродетелям следует приучать детей, о том речь моя будет в дальнейших проповедях.

Священное Писание указывает основание, почему с самого раннего возраста дети должны быть укрепляемы в добре. Премудрый говорит: «Если юноша избрал свой путь, то он не уклонится от него, когда состарится», т.е. если человек еще в юности встал на добрый путь, если еще с детства полюбил добро, то он и в старости не разлюбит его. Эту мысль выражает и народная мудрость: «каков в колыбельке, таков и в могилку».

Помните же, родители, слова Премудрого: «если есть у тебя дети, учи их, и с юности нагибай шею их». Не забывайте и сих мудрых слов: «Чесому тонкое детство обучено бывает, того дряхлая старость неудобь оставляет». Аминь.

 
« Пред.   След. »