Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
ДУХОВНЫЙ МИР
СЛОВО ПАСТЫРЯ
ДЕЛА МИЛОСЕРДИЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы

ImageЕпископ Екатеринбургский и Ирбитский ИРИНЕЙ

Это значит, что человек для блага своего должен с младых лет, от юности своей, приучать себя к самоограничению, самообузданию, повиновению закону Божию, подчинению нравственным требованиям христианской жизни и неуклонному следованию велениям воли Божией, а не похотениям своей «буести юношеской», той самой, которую святая Церковь всякий раз, перед началом школьного учения, молит Господа «отгнати» от приступающих учиться доброму учению. И воспитывающие и воспитываемые должны глубоко вкоренить в своих сердцах эту истину, от которой отвращаются многие к душевному вреду и нередко - своей гибели.

Нужно, чтобы молодость взяла свое! - говорят ныне не только в «советах нечестивых и на седалищах губителей» (Пс. 1:1), но и в христианских семействах... И сколько это пагубное суждение приобрело последователей пороку, какую массу жертв принесло оно аду! - Не новые, впрочем, это речи. Так говорили и древние греховодники.

Так и в древнем мире уже возглашали: будем наслаждаться настоящими благами и спешить пользоваться миром, как юностью; преисполнимся дорогим вином и благовониями, и да не пройдет мимо нас весенний цвет жизни; увенчаемся цветами роз прежде, чем они увяли; никто из нас  не лишай себя участия в нашем наслаждении; везде оставим следы веселия, ибо это наша доля, наш жребий (Прем. 2:6-9). Не то же ли самое проповедуется в сущности и словами: нужно, чтобы молодость взяла свое? Ведь это тот же призыв к беззастенчивому наслаждению чувственными удовольствиями, к которым особенно склонен юношеский возраст.

Нельзя оставлять этого без опровержения, и займемся этим делом, хотя, признаться, сделать это будет нелегко, так как против нас все направление нашего времени, преимущественно отличающееся своим чувственным характером. Против нас будет и старость, рассчитывающая оправдать этим суждением свои прошлые заблуждения, против нас и родители, ищущие извинения своей слабости и недостатку бдительности в воспитании своих детей. Особенно же против нас будет молодость, не любящая наставлений о долге, самоограничении, воздержании, повиновении и мечтающая о свободе, наслаждениях и удовольствиях. Но тем не менее, уже по одной любви к истине и по человеколюбию, мы обязаны обличить это заблуждение.

Господъ сотворил нас (Пс. 99:3), Он искупил нас Своей кровью. Он непрестанно охраняет наше существование и щедро осыпает нас Своими благодеяниями. Следовательно, мы всецело принадлежим Господу, как Его создания, и потому должны служить Ему всем своим умом, всей душой и сердцем во всю жизнь свою. - Но скажите, служит ли Господу тот, кто следует правилу: нужно, чтобы, молодость взяла свое! Можно ли, неограниченно предаваясь увлечениям буйности юношеской, оставаться чистым и невинным?

«Как, - говорит св. Иоанн Златоуст, - Давид был ранен, а ты думаешь остаться неуязвимым? Один взгляд ниспроверг этот столб, а ты хочешь, чтобы я поверил твоей твердости? При всей своей святости, этот великий царь не устоял при первом искушении, а ты дерзаешь утверждать, что останешься непоколебимым посреди стольких врагов. Дух твой искушается и зрением, и слухом, и обонянием, а ты хочешь заставить меня поверить, что ты вне опасности. Разве ты камень или железо? Не из плоти ли и костей ты, как и все остальные? Можешь ли ты поэтому держать голыми руками огонь и не обжечься?» Таким образом, следуя правилу: нужно, чтобы молодость взяла свое, и, проживая юность в наслаждениях, забвении Бога и оскорблении Его, вы отнимете у Господа часть своей жизни, которая всецело принадлежит Ему одному, и отнимете именно ту часть, которая больше всего ценна перед Ним.

Молодость - это сила, горячность, это цвет жизни, первые ее плоды, а вы знаете, что Он требует Себе именно «начатков» всего. В Ветхом Завете Он заповедал, чтобы Ему посвящали первые плоды полей, первенцев стад и особенно перворожденных детей. Господь Иисус Христос юности оказывал особенное внимание. Евангелист упоминает о юноше, с которым Спаситель беседовал и которого особенно полюбил: взглянув на него, полюбил его (Мк. 10:21). Апостол Иоанн, любимейший ученик Спасителя, был и самым молодым из них. Следуя примеру своего Божественного Учителя, апостолы также упоминают о юношах всегда с любовью, нежностью и теплотой. Апостол Иоанн говорит: «Я написал вам, юноши, потому что вы сильны, и слово Божие пребывает в вас, и вы победили лукавого» (1Ин. 2:14).

Посвятите же, юноши, свою юность Господу, а не утехам и наслаждениям жизни. Она принадлежит Ему, и не оскверняйте ее. Последуйте примеру благочестивого юноши из колена Неффалимова - Товии, который при жизни своей заслужил благословение Божие, а по смерти - хвалу всего человечества. Будьте послушны обращенному и к вам призывному голосу: возьмите ярем закона Божия от «младых ногтей» ваших, да благо вам будет. Не поддавайтесь своеволию и чувственным наслаждениям, не забывайте молитвы, и вы избежите опасностей вашего возраста.

Не только святая наша вера, но и простое чувство благодарности понуждают нас, чтобы мы с юности посвящали себя Богу. Всякий знает, что приличие требует, дабы подарок соответствовал своему назначению и по возможности был достоин того, кому предназначен. Ценится, конечно, не дар, а чувство, с которым он предлагается, сердечное намерение, его сопровождающее: даждь Ми, сыне, сердце твое! (Притч. 23:26) - требует Творец наш. Господь бесконечно велик, а мы - ничтожество. Но раз Господь благоволил принять нас в дар Себе, то мы должны заботиться, чтобы этот дар был по возможности достоин Его. Но так ли поступает тот, кто следует правилу: нужно, чтобы молодость взяла свое? Чтобы отдать себя Богу, он ожидает того времени, когда будет стар и обессилен своею разнузданностью и невоздержанием. Отдав всецело миру лучшие годы своей жизни, он дерзает предложить себя в дар Создателю в состоянии, в каком не осмелился бы и оказаться и перед иным человеком, в состоянии, внушающем отвращение... Еще, пожалуй, можно бы было отнестись к нему снисходительно, если бы он пришел в подобное состояние вследствие увлечения, по недоразумению. Но нет! Распределяя в самой ранней молодости свою жизнь, он наперед решил последние годы, остаток потухающей жизни, остаток никому не нужный, посвятить на служение Богу, - это ли благодарность, это ли любовь? Не величайшее ли это оскорбление Господу? И все-таки, по своему неизреченному милосердию, Господь не отказывается принять и этот дар. И что может быть поразительнее принятия этого дара?

«Иди, - скажет Господь несчастному, расточившему безумно свою юность, - иди ко Мне, неблагодарный! Я знаю, что ты никому уже больше не нужен. Твое сердце и теперь не обратилось бы ко Мне, если бы все не оттолкнули тебя. Но не любовь, а страх вечных мук приводит тебя ко Мне. Ты долго пренебрегал Мною, а теперь захотел иметь место в Моих обителях; без этого ты продолжал бы и ныне пренебрегать Мною. Не милосердия, а наказания заслуживаешь ты. Но Я дам тебе последнее убежище и поступлю с тобою иначе, чем ты со Мною». Отсюда вы видите, возлюбленные, какое тяжкое оскорбление Господу заключается в словах: нужно, чтобы молодость взяла свое. Остается еще показать, как безрассудно вредят себе живущие по этому правилу. Св. Григорий Назианзин, учившийся в Афинах вместе с Юлианом Отступником и бывший свидетелем его недоброго поведения в молодости, заранее предсказал его будущий характер. «О римское государство, - восклицал он, - какое чудовище питаешь ты на груди твоей!» И св. Григорий имел основание говорить подобным образом, так как характер человека образуется в юности. Опыт постоянно подтверждает нам справедливость народной пословицы: «Каков в колыбельке, таков и в могилку». И кто следует нечестивому правилу: нужно, чтобы молодость взяла свое, - тот намеренно подвергает опасности свою душу, и прежде всего тем, что связывает себя привычкой вести жизнь, не соответственную истинному назначению человека на земле. Привычка же, особенно приобретенная в молодости, делается необходимостью, второй природой. Не решаясь изменить свою жизнь, далеко уклонившуюся от пути добра и цели человеческой жизни, он подвергает опасности свое будущее.

Люди обыкновенно стараются сколько возможно больше продлить свою юность, придумав даже «вторую молодость»... Если же когда и приходит на ум, что пора изменить эту заманчивую, но опасную жизнь, то сейчас же тайный голос подсказывает, что еще можно и подождать... Иногда составляются и планы начать новую жизнь, но исполнение их постоянно откладывается. Тут очевидно уже злоупотребление милосердием Божиим. Сам Бог возвестил это в ужасающих словах, которые следовало бы начертать большими буквами в местах юношеских собраний: кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах (Иов 20:11). «Что посеял, то и пожнешь» - говорит народная мудрость. И в Слове Божием мы находим подтверждение этому: сеющий неправду пожнет беду, и трости гнева его не станет (Притч. 22:8).

Какой же вывод следует из всего этого? - Вывод тот, что если и нужно, чтобы молодость «взяла свое», то это необходимо понимать в истинно христианском смысле. Именно она должна «брать свое» ревностным исполнением религиозных обязанностей, усвоением церковных навыков и нравственно-христианских привычек, приучением ко всему истинно доброму и полезному. У молодости больше сил и крепости, чем в других возрастах, и потому тем усерднее должна она служить Богу. Поэтому, если кто из вас запятнал уже свою юность легкомысленными увлечениями, пусть принесет сердечное покаяние в своих заблуждениях, взывая с Псалмопевцем: Господи, грехов юности моея и неведения моего не помяни (Пс. 24:7). Все же вы, вступающие в этот чудный и решающий в жизни возраст, не забывайте урока вечной мудрости: помни Сотворшаго тя во днех юности твоея... Бога бойся и заповеди Его храни, яко сие всяк человек, яко все творение приведет Бог на суд о всяком погрешении, аще благо и аще лукаво (Еккл. 12:1, 13-14). Аминь.

 
« Пред.   След. »