Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru
Новости Православного медицинского сервера

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
СЕМЬЯ и ШКОЛА
ШКОЛА для РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД

БРАК– ДЕЛО БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

А.И.ОСИПОВ
Из лекции «Христианские основы брака»

Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской Духовной Академии
Алексей Ильич ОСИПОВ, профессор Московской Духовной Академии
«ПОРА  РОКОВАЯ»

«Брак и семья в современных условиях» - тема, охватывающая самую суть «горизонтальной» составляющей земной жизни человека. «Горизонт» этот может как подниматься вверх к полноте единства и любви в браке, так и погружаться в глубины разнузданности, противоестественности и измен. И в огромной степени эти векторы жизни определяются характером становления личности в юные годы. Известный русский философ конца XIX века Владимир Соловьев очень точно заметил: «И ад, и Земля, и Небо с особым вниманием следят за человеком в ту роковую пору, когда в него вселяется Эрос». Как известно, Эрос - одно из античных божеств, бог любви. Но о какой любви здесь идет речь? Почему время, когда в человека «вселяется Эрос», философ называет «роковым»?

Все мы как-то помним свое детство (хотя для многих оно закончилось давно, быть может, даже в прошлом тысячелетии) - вспоминаем свои детские переживания, интересы, игры, разговоры. Но как мы меняемся, когда вступаем в эту «роковую пору»! Наше нравственное сознание в это время начинает особенно остро переживать два полюса, два направления внутренней, часто глубоко интимной жизни. Оно оказывается перед двумя совершенно новыми реальностями. Одна из них - ощущение чего-то «недолжного» - от чего надо отвернуться, чего надо стыдиться, бояться. Другая - ощущение, что это же естественно и почему же нельзя? Словом, слева - некий страх и отрицание, справа - влекущая чувственность и оправдание вседозволенности. Что же правильно? Христианский ответ: и то, и другое - крайности, понятные в какой-то мере в переходном возрасте, но принятые как нормы всей жизни (пусть и противоположные одна другой), они одинаково ведут к трагическим и даже к гибельным последствиям. И вот почему.

ImageДЛЯ ЧЕГО ВОДА БЫЛА ПРЕВРАЩЕНА В ВИНО?

Когда естественные и законные отношения полов осуждаются как какой-то грех, как что-то недостойное и грязное, то христианство решительно противостоит этому: Сам Христос свое земное поприще начал с чуда на браке в Кане Галилейской, куда Он был приглашен и благословил его Своим присутствием.

Человек, который впервые знакомится с Евангелием, может удивиться, что подвижник и чудотворец Иисус Христос на этой свадьбе реагировал на происходящее совсем не так, как это можно было предполагать. Ведь, кажется, ясно, что должен был сделать Христос. Все начнут веселиться, кричать: «Горько!», пить вино - а в кубках вдруг вместо вина оказывается вода! Играть на инструментах - струны обрываются.  Запели веселые песни - охрипли. Какой ужас!..

Но к великому изумлению нашего читателя Евангелия, там произошло совсем не то. Мать Христа подходит к Нему и говорит: "Вина нет у них". Нетрудно представить, что значит нехватка вина на свадьбе, особенно в те далекие времена. Об этом можно судить по нашим когда-то прекрасным и открытым для всех (и своих, и чужих, и любых странников и прохожих) деревенским свадьбам. На нее и звать никого не надо: все - за столы, все могут есть и пить, на всех хватить должно.

Но евангельский жених, видимо, был беден, не смог заготовить достаточно вина. И представьте себе его положение: свадьба в разгаре, а вино кончилось! Какое переживание, какой позор!

Как же реагирует на это Сказавший: Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством, и заботами житейскими (Лк. 21,34)? Нет! Не благодарит Бога за то, что Он избавляет людей от греха и не отказывает Матери в ее просьбе. Напротив, говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. По иудейскому обычаю около каждого дома стояли большие, выдолбленные из толстенного камня сосуды, в которые наливали воду. До сих пор их показывают паломникам и туристам в Кане Галилейской. Так вот, Христос говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда это вино, знали только служители, черпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе (Ин. 2, 7-10).

Вот как ответил Христос на беду новобрачных! Бог, оказывается, не только не отрицает потребностей нашей природы: есть, пить, вступать в брак и проч., но и благословляет их. Апостол Павел в послании к Тимофею с гневом писал: Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак (1 Тим. 4, 1-3). Кстати, сейчас есть такие «старцы», которые, утверждая, что наступают последние времена, запрещают вступать в брак. Я однажды разговаривал с двумя девушками, которые приехали из Сибири и рассказывали буквально со слезами, что духовник запрещает им вступать в брак и иметь детей, потому что вот-вот конец света наступит.

Брак с самого начала бытия человеческого был благословлен Богом. Церковь установила специальное таинство брака. Целые Соборы, например, Гангрский Собор, принимали специальные решения, предавая анафеме поносящих брак. Господь утверждает брак как дело священное: что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6). А посмотрите, как обставляется бракосочетание - не только в Православии, но и во всех других, даже языческих религиях, ничего не знающих о христианстве. Оно всюду и всегда было событием большого праздника и торжества!

Поэтому странными и нелепыми выглядят попытки некоторых идеологов рассматривать естественный от начала мира брак как какую-то аномалию. И уже совершенно противоречащими христианству и осужденными им являются взгляды на брачную жизнь как грех, как скверну.

ImageЧЕМ МЫ ЛУЧШЕ ЖИВОТНОГО?

Церковь решительно противостоит диким теориям дарвинизма и материализма, которые настаивают на обезьяньем происхождении человека и тем самым пытаются убедить его, что он, по существу, животное, лишь с  компьютером в голове: «Ты обезьяна! И потому все скотское - это твое, а все, что выше, - это фантазии, плюнь на это!» Действительно, если нет Бога, нет вечности, нет души, что же остается от человека?! И что означает брак, семья? Современные западные «теории» откровенно отвечают на этот вопрос: нет брака и семьи, а есть половое сожительство разно- или однополых существ под названием «человек». С огромной настойчивостью и поразительной целеустремленностью в масштабах уже всего так называемого «цивилизованного человечества» проводится всё та же установка - убедить человека, что он животное и должен вести соответствующий образ жизни. Кем внедряется эта разлагающая человека идея и с какой целью - это уже другой и очень важный вопрос. Но сейчас не о нем.

Церковь, одобряя и благословляя брак, в то же время принципиально отвергает низведение этой области человеческих отношений до животного состояния. Она рассматривает любые внебрачные связи как зло, грех, как беду для человека и человеческого общества в целом. Интересно при этом  отметить, что подобное же отношение к такого рода связям видим и у всех народов, сохранивших ощущение Бога. Почитайте, например, Библию - согрешивших женщин побивали камнями; в мусульманстве и у многих народов других вер - то же самое. Одни в силу Божественного Откровения, другие просто интуитивно чувствовали, что человек - это не животное! Как-то я прочитал, что в Саудовской Аравии и до сей поры, если уличат женщину в измене, то закапывают ее по самую шею в землю и побивают камнями.

ImageНо почему наши предки так заботились о нравственности, не всё ли равно, как жить? Причина понятна - они хорошо видели, что этим разрушается красота души человеческой, нарушается целостность семьи, духовно обезображивается человек. Потому именно к женщине применялись такие суровые кары, что она по своей природе в первую очередь является носительницей нравственности, хранительницей целомудрия. И женщины прекрасно это понимают.

Мне рассказывал один священник, родившийся еще до революции, как он однажды остановился в гостинице, которая ему очень запомнилась. Там в фойе на противоположных стенах были нарисованы две любопытные картины. На одной - прекрасный, весь в цветах, залитый солнцем луг, на котором изображены танцующие в хороводе празднично одетые девушки и юноши с горящими факелами в руках. Картина была изумительна, от нее трудно было оторвать взор. Но на другой - солнца нет, мрак, погасшие факелы валяются в стороне, цветы растоптаны, и на земле переплетающиеся змееподобные тела тех же молодых людей, уже в грязной одежде. Замечательная картина! Она производила сильное впечатление. Все было ясно без слов.

 

РАЗВРАТ - ЭТО «РАЗВОРОЧЕННОСТЬ» ДУШИ

Христианство, как и все религии, сохраняющие идею святости Бога, решительно выступает против так называемой «сексуальной свободы». Есть великолепное русское слово - «целомудрие», которое теперь пытаются опоганить (дьявол всегда ненавидит всё святое), им замечательно выражено духовное и нравственное достоинство человека. Действительно, девственное состояние прекрасно, пока оно не нарушено беззаконными поступками.

Но целомудрие - это не просто девственность тела, она, прежде всего,  целостность, нераздвоенность человека в его честных отношениях с людьми, в семье (когда не происходит выбора между женой и любовницей), в отношении к закону, и т.д. Целомудрие может и должно быть не только до вступления в брак, но и в естественной брачной жизни, соединенной с рождением и воспитанием детей. Она, если сказать просто, - нравственная чистота мыслей, чувств, желаний, чистота всей жизни.

Состоянием, противоположным целомудрию, является развращенность. А само слово «разврат» знаете, откуда происходит? Лучше всего с этим знакомы медики, хирурги. Приятно ли смотреть на развороченное тело человека после какой-нибудь катастрофы? Невольно отводим взор. Разврат - это та же «развороченность», только не тела - а души!

Об этимологии этого слова и его значении интересный материал имеется у о. Павла Флоренского в его книге «Столп и утверждение истины». Основная идея его сводится к тому, что развращенность - это вывернутость души наизнанку, бесстыдно выставленные наружу низменные потребности, похоти плоти, естественно присущая человеку стыдливость искажена цинизмом и бессовестностью. Бессовестность же - это верный показатель растленности человека, показатель, что он дошел до дна, где скапливается всякая грязь.

Как всё это происходит? Тот, кто ищет наслаждений и живет только ими, независимо от их нравственного содержания, закономерно становится таковым. Он превращается в законченного эгоиста, который в конечном счете ради ничтожного наслаждения не пожалеет никого! У него не остается ничего святого! Он живет по принципу: «Лишь бы мне было хорошо». Ему никто не дорог, он предаст кого угодно.

Конечно, человек не сразу становится таковым. Всё начинается с малого: взглядов, мыслей, мечтаний, фривольных шуток... А потом уже и остановиться бывает не в силах. Потому Христос сказал: "Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом". (Лк. 16, 10).

 

КАК СТАНОВЯТСЯ КЛЯТВОПРЕСТУПНИКАМИ

И если брак есть не что иное, как клятва верности друг другу навеки, клятва не только перед людьми, но и перед Богом, то живущий только наслаждениями, ищущий только их, уже в принципе становится неверным в душе своей. Он способен изменить в любой момент: понравилась другая, понравился другой - и он уже раб и изменник! Кстати, это именно одна из причин колоссального количества разводов сегодня: люди оказываются изначально неверными своей будущей жене, будущему мужу. Так воспитывают сегодня подрастающее поколение средства массовой информации, свободные от общественного контроля и суда за развращение людей. Это преподносится и на уроках т. н. валеологии, в кружках, где разыгрываются сексуальные сцены и проч. Результат такого воспитания плачевны. Если он и она уже с юности привыкли жить, ища только наслаждений, то, вступая в брак, они морально к нему не подготовлены, поскольку не знают, что любовь требует жертв, самоограничения, терпения, и потому психологически уже готовы к измене.

Но что бывает с изменником на войне? Его тут же расстреливают. И в жизни супружеской происходит тот же «расстрел», только в другой форме. Эти люди становятся опустошенными, безлюбовными. Такой человек теряет способность любить.

А чувство любви особенно тонкое, особенно деликатное и уязвимое чувство. И люди, которые становятся на путь свободы от нравственного закона, полностью теряют способность к нему.

Мы близорукие люди, и потому легко попадаем в грязные лужи. Когда речь идет об убийстве - о, это ужасно, о разбое - ой-ой-ой! А об измене, блуде? Не видим ничего особенно плохого - они же, дескать, по любви живут.

Однако по какой любви и ради чего? Одно дело - брак, когда люди создают семью, берут на себя ответственность, обязательства, воспитывают детей, когда нравственное достоинство становится законом их жизни. Другое дело - сожительство исключительно ради удовольствия. Тогда самое ценное для человека - семья - превращается в игру, в мимолетную игрушку. Это и насаждается сейчас: заменить брак забавой, «свободной любовью».

Но, зная закон тяготения, мы же не скажем: подумаешь, не все ли равно, сойти с пятого этажа по лестнице или выпрыгнуть в окно? Выпрыгнуть даже интереснее. Парить в воздухе - это же красота! Не правда ли?

К сожалению, зная хотя бы отчасти некоторые физические законы, о духовных мы даже и не слышали. А вот один из них. Подвижник VI века прп. Марк писал: «Насытившийся телесным наслаждением сверх должного, вознаградит пресыщение сторичным страданием» - еще здесь, в этой жизни. Ему вторит совершенно светский человек, известный всему миру философ И. Кант: «На самом деле мы находим, что чем больше просвещенный разум предается мысли о наслаждении жизнью и счастьем, тем дальше человек от истинной удовлетворенности». Беззаконие несет страдание в самом себе, и исполнение этого закона мы встречаем на каждом шагу. Духовная «развороченность» губит людей.

 

НЕ РАСПЛЕСКАТЬ БЫ ЧАШУ ЛЮБВИ

Каждому человеку по самой природе дается полная чаша драгоценного напитка - чаша любви. Все, особенно юные, знают о ней. И как важно соблюсти ее в целости до брака, подготовив себя к этому священному моменту в своей жизни, к своему торжественному часу. Но не дай Бог расплескать ее по каплям! Представьте себе, вот красивый золотой перстень. Разотрите его в пыль и рассыпьте. Где он? Нет его. А когда-то было такое великолепное кольцо!

Так и чаша любви. Можно расплескать ее по каплям и остаться ни с чем. В законном же браке соединяются две чаши - и тогда какое благо переживают супруги, какое счастье получают, сколько радости испивают. Так что блажен тот, кто сумеет сохранить свою чашу любви в целости!

А какой образ жизни предлагается сегодня? Вы посмотрите, что преподносится нам телевидением (кроме, может быть, канала «Культура»), что творится на страницах журналов и газет, что делается в рекламе! Как будто какой ядовитый циничный змей сидит и думает: «Что бы еще подкинуть этим двуногим скотам? Большего они не заслуживают»! И со всей силой, буквально шквалом обрушивает на людей сатанинскую свободу от совести, от добра, от стыда, от достоинства Человека! Змей изо всей силы пытается противостоять Богу и в бессильной злобе извращает, ведет к уничтожению созданную Богом природу человека. Так разрушается идеал семьи, уничтожается то естественное, нормальное, что по природе присуще человеку.

Приведу несколько сообщений из прессы.

Институт брака и семьи в Европе стоит на пороге идеологического кризиса. На днях самая гламурная фигура в немецкой политике, Габриэле Паули предложила ввести закон, согласного которому любой заключенный брак считался бы официальным не более семи лет. А между тем количество ежегодно заключаемых браков в Евросоюзе продолжает снижаться. В период с 1980 по 2000 годы количество рожденных вне брака детей в Норвегии выросло с 14,5 до 50% от общего количества новорожденных. В Великобритании этот показатель за тот же период подскочил с 11,5 до 39,5%.

В Нидерландах проституция была легализована в 2000 году и теперь с правовой точки зрения является такой же профессией, как и все другие. Проститутки платят налоги и могут быть членами профсоюза, защищающего их права.

21.06.2007 Верховный суд Израиля разрешил проведение гей-парада. Подумайте, зачем и кому нужно ЭТО пропагандировать? Разве нельзя показать по телевидению что-то прекрасное, чистое, разве мало красоты в человеческой жизни? Вместо этого показывают всё самое пакостное, самое развратное, самое человеконенавистническое. Недаром один американский журналист написал: «Когда вы включаете телевизор, вы автоматически выключаете в себе процесс становления Человека». И приводит такую статистику: к восемнадцати годам человек умудряется увидеть на экране примерно 150 тысяч преступлений, из которых примерно 25 тысяч - убийства. Да, это действительно «воспитание» человека с большой буквы! Только что останется от него после такого воспитания в его «чаше»? Ничего.

 

ЗАКОН РЕЗОНАНСА

Существует определенная психологическая закономерность, которую можно назвать законом резонанса. Он состоит в том, что ни одно внешнее впечатление не исчезает из нашей души, каждое вызывает соответствующий резонанс в душе. И человек - это компьютер с бесконечной памятью. То есть у него не только абсолютно всё фиксируется, но и сохраняется в подсознании. Психологи утверждают, что в человеке насчитывают до 10 уровней подсознания. И если мы увидели, к примеру, развратную картину, то, хотим этого или не хотим, обязательно какой-то отголосок в душе останется. Обязательно! И сравните, какие следы останутся в нашей душе после созерцания Владимирской иконы Божией Матери.

Словом, всё, что мы видим, слышим, ощущаем, о чем думаем, - всё в нас остается, и не просто остается, а дает о себе знать на протяжении жизни. Глаза вытаращил, как тарелки, посмотрел - а потом отошел и все забыл? Ошибаемся! И очень жаль, что об этом мало кто думает. Повторяю, ни одно впечатление, во-первых, не пропадает, а во-вторых, действует на нашу душу соответствующим образом.

Приведу пример, который показывает, что это значит. Представьте себе, что вас приглашают на какой-то богатый прием, либо на новоселье. И вы наблюдаете странную картину: приходят гости, но неожиданно под разными предлогами начинают прощаться с хозяином и уходить. Такие хоромы, такой роскошный стол - и вдруг все уходят! Что случилось? Оказывается, где-то в полу щель, а там, под полом ... разлагающаяся крыса. И такой тут аромат, что избави Бог от всех этих яств.

Человеческое подсознание - это и есть то самое «подполье», которое мы можем заполнить либо, простите, дохлыми крысами, наполняющими своим зловонием наше сознание, либо, напротив, благоуханными цветами. А какие состояния может испытывать человек, наполнивший свою душу всякой гадостью, это знают священники, к которым приходит такой человек. При этом происходит примерно такой диалог. Он: «Батюшка, не могу больше!» Священник: «Что случилось? Плохо себя чувствуете?» - «Нет, я здоров». - «В семье что-нибудь не так?» - «Нет, и жена прекрасная, и дети, что вы!» - «На работе?» - «Нет, там меня ценят». - «Так что же тогда с вами происходит?» - «Не знаю. Тошно мне». Какова же причина таких безотчетных душевных страданий, которые не дают покоя? Слишком много «дохлых крыс» заложил ты, голубчик, в свою душу, вот они-то и начинают вдруг достигать твоего душевного осязания. Из-за чего часто начинаются непонятные пьянки, разгулы, наркомания, бессмысленные, на первый взгляд, преступления. Вот как опасно наполнять свою душу пакостями! Ведь любая пакость мучает человека.

Недаром римские патриции, когда ждали ребенка, всячески охраняли своих жен от некрасивых лиц, безобразных картин, страшных сцен. Самым тщательным образом от этого оберегали! Вы думаете, это влияние какой-нибудь философии? Нет, опыт жизни показал, что все, даже внешние безобразные впечатления, душевные расстройства, житейские неприятности, так называемые семейные сцены, тем более нравственные потрясения самым пагубным образом отражаются на будущем ребенке. Вот, оказывается, как много значит, как живет человек: нравственно или аморально, с чистой совестью или мучается чем-то, видит вокруг себя красоту или безобразие.

Какое же великое благо, что есть христианство, есть покаяние, Таинство Исповеди! Как отрадно, что можно очистить совесть, сбросить иго со своей души, освободить ее, получить мир. Это имеет колоссальное значение и для будущего ребенка. Огромнейшее значение! Даже римские язычники, поклонявшиеся неведомым богам, понимали это! Так нам ли, христианам, не внять этому?

Брак прочный, непоколебимый - тот, в который вступают с полной, нерасплесканной чашей любви. Потому так важно беречь ее, и очень беречь. Тогда они уже не двое, но одна плоть  (Мф. 19, 6).

 

ПРИЗЫВ К ЛЮБВИ

ImageИз того, чем занимается богословие как наука, нам необходимо знать совсем чуть-чуть. Известно, что многие спасались и достигали даже вершин святости, не зная никаких богословских тонкостей. Они верили, что Бог - это Святая Троица, что Христос - Богочеловек, и Он наш Спаситель, что Церковь дарует нам свои Таинства, что нужно покаяние и что без смирения ничто не спасет - вот главное! Да и всё богословие, по существу, должно быть направлено к изучению основ духовной жизни. И вся суть христианства, и всё его вероучение имеет только одну задачу, одну цель - помочь человеку правильно жить. Ибо подлинное знание о Боге (а истинное «богословие» это и есть «богознание») мы приобретаем только в правильной духовной жизни, а не в движении мозговых извилин, которыми усиленно шевелят богословы.

Что мы знаем о Боге? Кто понимает истину Святой Троицы или может изъяснить, чем отличается рождение Сына от исхождения Духа Святого? Догматы открывают не сущность Бога, как утверждали гностики. Эти истины - верстовые столбы, которые указывают лишь верное направление пути жизни и ограждают человека от заблуждений.

Одно только знаем (и то отчасти), что Бог есть любовь! И какая! Так возлюбил Бог Свой мир, что отдал Сына Своего единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную (Ин. 3, 16). Вот какая любовь - до смерти! До крестной смерти! Это ли не величайшая истина! Вот почему было необходимо открыть нам догмат Святой Троицы. Иначе бы мы не могли бы понять, Кто есть Христос, что означает Его Жертва, непонятна была бы и Пятидесятница. И эти истины нам открыты как факт, но понимание их находится за границей нашего разумения. Как писал апостол Павел: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицом к лицу" (1 Кор. 13, 12).

Оказывается, суть всех этих умозрительных богословских истин сводится к одному - понять, что основным законом нашего бытия является любовь. И где её нет, там нет истины, нет правды, нет счастья!

Об ее значении для человека много сказано. Приведу лишь один пример - прекрасное стихотворение, принадлежащее перу английского поэта Бурдильена. В переводе Полонского оно звучит так:

Ночь смотрит тысячами глаз,
А день глядит одним.
Но солнца нет, и на Земле
Тьма стелется, как дым.

Ум смотрит тысячами глаз,
Любовь глядит одним.
Но нет любви - и по Земле
Тьма стелется, как дым.

ImageНа такой любви и должны строиться все человеческие отношения и, прежде всего, в браке и семье. Но чтобы семейный союз состоялся, необходимо сохранить свою драгоценную чашу любви. Это сделать, особенно в современных условиях, можно, лишь опираясь на Православную Церковь, на Евангелие, на замечательные книги наших Святых Отцов и подвижников благочестия, из которых особенно хочется отметить творения святителя Игнатия (Брянчанинова) и его письма, письма игумена Никона (Воробьёва), Валаамского старца Иоанна (Алексеева), игуменьи Арсении (Себряковой). Это - настоящие сокровища для всех тех, кто хочет хотя бы немного узнать о духовной жизни.

 
« Пред.   След. »