Москва, Славянская площадь. У памятника равноапостольным святым Кириллу и Мефодию. Будний день. Память святых равноапостольных Кирилла и Мефодия отмечается 11\24 мая. Установлен праздник славянской письменности в Болгарии. В Россию он пришел в 1862 году. Сегодня это первый церковно-государственный праздник постсоветской России. Родились братья Кирилл и Мефодий в Византии, в городе Салуни ( ныне Фессалоники), что на берегу Эгейского моря. Отец их, Лев, был грек, по чину военачальник, а мать Мария - славянка. Поэтому с ранних лет избранникам Божиим стали равно близки и дороги и великая Византия, и славянский народ, жаждущий просвещения. Старший из братьев, Мефодий, с малых лет под руководством отца учился воинскому делу; младший, Константин, с детства полюбил книжную премудрость, самостоятельно научился читать, сначала на родном - греческом, а потом и на древнем латинском языке. В местности, где родились и выросли святые братья, издревле селились славянские племена и свободно звучала эллинская речь и славянское наречие. Юный тезка святого равноапостольного императора Константина с детства говорил на трех языках: на греческом, на латыни и славянском. Однажды приснился Константину сон. Он шел по полю и увидел девушек. Все они были красивы и глядели загадочно. Вдруг услышал он голос: "Выбирай себе жену!" На миг Константин смутился. Он и не думал жениться, потому что был еще мальчиком, но голос его торопил. И тогда Константин произнес: "Я выбираю Софию!" - и сразу проснулся.
"Это сон не простой", - сказала шутливо, но не без оснований, его мать, - София - значит "премудрость", "образованность". Вот ты и выбрал свой путь в жизни. После смерти отца тяжело жилось семейству. Константина взял на воспитание дальний бездетный родственник - логофет ( премьер-министр империи) Феоктист. Жил юноша в столице, во дворце императора, обучаясь вместе с наследником престола, и был ему как старший товарищ в учении и играх. Так Константина стал одним из самых образованных и знатных людей в стране, но высокие должности и роскошь не прельщали юного «любителя мудрости», он согласился стать библиотекарем, а позже, в двадцать три года, занял место профессора философии в столичном университете и принял священнический сан. В те годы в столице люди часто собирались на диспуты. Спорили, например, иконоборцы с иконопочитателями. Главным победителем на этих диспутах был защитник святых образов - Константин. Ему уже дали почетное прозвище Философ. Константин Философ приводил слова из Священного Писания, цитировал наизусть труды старинных христианских писателей, тех, что писали еще на латыни. Старший его брат - Мефодий, прославился в битвах и возглавил войско в большой славянской области. Как-то жители большого селения с берегов реки Брегальницы, болгары, решили принять крещение и просили прислать к ним священника. Послали Константина, он хорошо знал язык, на котором говорили болгары. Константин рассказывал новокрещеным славянам о Слове Божием, о правилах жизни, которые надо соблюдать христианам, научил нескольким молитвам. Однако он понимал, что поучения его пропадут скорее всего без пользы: не было у болгар ни одной книги на родном языке. Просвещение народа без книг подобно писанию вилами по воде. Задумал просветитель составить славянскую азбуку. Знал Константин не только европейские языки и культуру, но ислам и восточные обычаи, а потому не нашлось лучшего посланника, чем он, чтобы вызволить соотечественников из арабского плена. Но прежде ему пришлось ответить на "загадки" восточных мудрецов в присутствии эмира, а первый вопрос был таким: "Что означают рисунки гадких чудищ на дверях некоторых местных домов?" "Думаю, что этими изображениями отмечены дома христиан. Демоны бегут прочь из их домов. Зато внутри домов, где нет таких знаков, свободно живет все, что противно человеческому разуму", - ответил молодой христианский философ. Когда же Константин стал читать наизусть стихи на арабском языке из святой мусульманской книги, из Корана, а потом приводить толкования из других старинных арабских книг, все поняли, что он знает тонкости ислама. Диспут был выигран, а Константин вернулся на родину вместе с сотней освобожденных от рабства христиан. Вскоре философу пришлось отправиться и в могучую державу хазар, чтобы освободить христианских пленников. Путь посольства пролег через греческую колонию, старинный город Херсонес, руины которого можно видеть и сейчас на окраине Севастополя. В Херсонес на каторжные работы был сослан и там замучен Климент - третий после апостола Петра епископ Римской церкви и ученик апостола. В 101 году старца Климента казнили недалеко от Херсонеса, привязали к якорю и бросили в море. Спустя несколько дней местные христиане тайно подняли тело Климента со дна морского, да так и похоронили привязанным к якорю. Эту древнюю историю знал Константин Философ, когда в 860 году прибыл в Херсонес во главе посольства с миссией к хазарам, чья огромная держава лежала в степях к востоку. Предстояло освободить пленных христиан мудростью политика, но прежде, чем отправиться в дальше в путь, он решил найти могилу священномученика Климента, призвав на помощь местных христиан. Философ из Солуни читал им выписки из старинных книг, рассказывал о жизни и мучениях Климента. Больше ста человек с молитвой и упованием на Господа погрузились на корабли и отплыли на остров, где наконец-то раскопали край потемневшего от времени якоря, а потом и мощи св. Климента. Из Хазарии Константин вернулся с победой, вызволив многих пленных христиан-греков. Привез он с собой и святые мощи великого мученика Климента. А в Византии произошел переворот. Логофет Феоктист, главный министр и родственник Константина и Мефодия, честно управлявший страной, погиб. Начались иные времена. В той славянской области, которой управлял Мефодий, из-за больших налогов восстали жители. Мефодий должен был расправиться с восставшими, но, видя, что славяне правы, оставил свою должность и ушел в монастырь. Константин, с детства любивший уединение, присоединился к брату в надежде исполнить свою давнюю мечту - создать письменность для славян. С молитвой братья приступили к грандиозному замыслу. У языческих славянских племен была письменность, но какая? Вот что пишет в летописи Черноризец Храбр: "Прежде убо словене не имяху книг, но чрътами и резями чьтяху и гадаху погани сущее; крестивши же ся, римьскими и гръчьскими письмены нуждахуся писати словенска речь бе не устроена; и тако беша многа лета" ("История Русской Церкви", Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. Москва, 1994 г.) Легко ли создать письменность? В славянских языках были звуки, которые не существовали в греческом и латыни. Например, "щ". Для таких звуков Константин с Мефодием создали специальные буквы. Придумать азбуку трудно, но еще труднее познать законы, по которым язык живет. Описать все падежи, спряжения и времена глаголов, отделить существительные от прилагательных и наречий. Понять, что в слове корень, а что приставка. Тогда, больше тысячи ста лет назад, человечество еще не очень развило науку о языке. И познать законы славянского языка мог только очень большой ученый. Таким и был Константин Философ. Вскоре из Великой Моравии к византийскому императору Михаилу прибыло посольство от князя Ростислава с просьбой прислать в их страну священников, которые говорят по-славянски. Народ этого огромного славянского княжества принял христианство, были построены храмы, только люди стояли там, ни слова не понимая. Священники-то были немецкими, а книги они читали на латыни, но славяне этого языка не ведали. Призвал император братьев Константина с Мефодием, потому что не было во всей Византии других людей для этого дела. Захватили братья первые части Библии, которые перевели на славянский язык, и простились навсегда с родиной. Летописец так написал о первом дне, когда в храмах Моравии прозвучало Слово Божие на славянском наречие: "То было чудное мгновение!.. Глухие стали слышать, а немые говорить, ибо до того времени славяне были как бы глухи и немы". Славяне были счастливы и горды: у них была теперь собственная письменность. Просвещение славян было не угодно немецкому архиепископу - запретил он учить славян на родном языке. Однако немецкий архиепископ все же должен был подчиниться Римскому папе, а потому решили братья вместе со своими учениками отправиться в Рим, чтобы испросить у самого папы Римского разрешение на просвещение славян. В подарок великому городу Риму несли они мощи великого святого старца Климента папы Римского, которые Константин некогда отыскал в Херсонесе. Навстречу праздничной процессии вышли все священники Рима. Счастливый папа Римский, Адриан, сделал все, о чем просил его Константин. Константин подарил ему книги на славянском языке, и папа Римский освятил их. Константин представил ему учеников из славянских земель, и папа возвел их в сан священников. И теперь они получили право учить свой народ грамоте. Славянский язык занял свое законное место среди других языков. А чтобы и римляне услышали славянское богослужение, повелел папа Адриан в главных соборах провести четыре торжественных богослужения на славянском языке. - Горе вам, книжникам, присвоившим себе ключ разумения! - голос Константина, словно с неба, обрушивался на врагов славянской письменности. Сами не идете к знанию и других не пускаете! Не для всех ли одинаково светит солнце? Не все ли мы одним воздухом дышим? Недостойно это признавать лишь три языка, а другие народы обрекать быть глухими и слепыми! Любой народ должен читать и писать на своем языке. После этой торжественной победы Константин внезапно заболел (или был отравлен). Папа Римский хотел возвести его в сан епископа, но единственным желанием Константина Философа было закончить перевод священных книг. Перед смертью он принял монашество и взял, как положено, новое имя. Теперь его звали Кириллом. Вечером 14 февраля 869 года умер преподобный Кирилл, создатель славянской письменности и первый учитель славянских народов. Похоронили его в небольшом храме святого Климента Римского. И сейчас здесь хранятся святые мощи этого ученика апостола Петра, найденные молодым Константином Философом, а рядом с ними покоится и сам Константин-Кирилл, славянский учитель - равноапостольный святой Православной Церкви. Старшего брата и соратника Кирилла в деле просвещения, священника Мефодия, папа Римский Адриан поставил архиепископом Паннонии и Моравии. Однако прежде чем вступить на кафедру, этот учитель славян претерпел плен и притеснения от священников-латинян, желавших отречения его от просветительства. Он не отрекся. И от него не отреклись вверенные ему чада Церкви выступили с восстанием. Такой оборот дела не одобрил сам папа Адриан, ведь Христианская Церковь тогда была единой, заступился он за своего епископа. И святитель Мефодий как пастырь добрый многих из славян обучил Слову Божиему и письменности на родном языке. 4 апреля, в Вербное воскресенье 885 года, почти перед смертью, Мефодий попросил учеников перенести его в церковь, где обратился к моравскому народу с прощальным словом. Он предупредил, что славянам еще много раз придется отстаивать свою веру, свою культуру. Я не молчал из страха, говорил он, я всегда бодрствовал на страже и теперь говорю вам: будьте осторожны. Не страшитесь тех, которые хотя и убивают тело, но не могут погубить душу... Вы им противостойте! 6 апреля хоронил народ своего учителя. Вскоре любимые ученики Кирилла и Мефодия были изгнаны из родной земли в "дикую" тогда Болгарию. Но приняла Болгария их как собственных сыновей. И весь болгарский народ стал учиться грамоте: и молодые, и старые, и богатые, и бедные. Прошло двадцать лет, и болгарские писатели перевели на родной язык лучшие книги мира, писали болгарские стихи, болгарские повести, народ торопился увековечить в слове свою историю. Даже болгарский царь Симеон начал писать книги. И назвали те годы "золотым веком болгарской литературы". А архитекторы украшали столицу зданиями такой красоты, что им завидовали лучшие города Италии и Византии. Поднялось солнце просвещения и над государством Русским. Во времена славного князя Владимира принял русский народ христианскую веру и пришли на землю Русскую учителя из Болгарии. А были они учениками учеников Кирилла и Мефодия. И на Руси: в Новгороде, и в стольном Киеве, и в других городах - все стали учиться. Святые братья Кирилл и Мефодий создали письменность, чтобы Слово Божие преображало жизнь славянских народов, но стала эта книжная мудрость основой письменности и культуры для каждого славянского народа, стала она развивать национальную, самобытную культуру каждого народа по-своему. Историки-летописцы Никон и мудрый Нестор создавали "Повесть временных лет", записывая предания на древнерусском языке, тогда немногим отличном от церковно-славянского. Теперь древнерусский язык принадлежит истории России, а его первооснова - церковно-славянский - это язык вечности. И этот вечный язык по сей день объединяет славян, он и поныне звучит в каждой Православной славянской церкви, где совершается литургия - хвала Господу! И каждый, кто учился азбуке в России, на Украине, в Белоруссии, в Болгарии, в Сербии, Словении, хранит в памяти имена первых учителей славянских - Кирилла и брата его Мефодия. И от нас тоже им вечная память и низкий поклон. В Русской Православной Церкви лишь четыре человека несут в истории самое высокое звание святости - равноапостольное. Это княгиня Ольга, великий князь Владимир и братья Кирилл и Мефодий. |