Протоиерей Максим ОБУХОВ Протоиерей Максим ОБУХОВНедавно вышла в свет книга с жизнеописанием схимонахини Антонии, которая после своей кончины оставила круг почитателей, распространяющих т.н. «правило схимонахини Антонии». Это правило ходит по рукам среди прихожанок пожилого возраста в виде самиздата. Правило, со слов самой схимонахини, было дано явившейся ей в храме Богородицей. Причем само правило содержит странные, весьма спорные указания и, что внушает недоверие, без каких бы то ни было упоминаний об исповеди, покаянии!
Книга содержит жизнеописание, достаточно типичное для старшего поколения верующих: тюрьма, ссылка, блуждания по стране. То, что пережили сотни тысяч, если не миллионы верующих. Схимонахиня принадлежит именно к ним, но стиль «жития» такой, что автор, Александр Трофимов, имеет явные намерения к прославлению покойной монахини в лике святых. Ревностные почитатели создали целый веб-сайт, посвященный матушке. В интернете мелькают сообщения о появлении иконы «Явление Богородицы схимонахине Антонии». Тем не менее, к книге есть много вопросов: 1) авторство листков, явно вредных для духовной жизни народа, никто не опроверг и очевидно, оно принадлежит именно схимонахине Антонии. 2) Упоминается, что она находилась на лечении в психиатрической больнице, без ссылок на историю болезни или какие-то документы. Нет никаких сведений или доказательств того, была ли она действительно больна или подвергалась репрессиям. Не все, лечившиеся в психиатрических больницах СССР, были здоровыми людьми. Если человек говорит, что к нему пришла Богородица, да еще и говорит при этом бессмыслицу про чепчики, заочное крещение убиенных младенцев, то мы, конечно, должны предполагать галлюцинацию или духовную прелесть. 3) «Житие» якобы издано по благословению архиепископа Пермского и Соликамского Афанасия, но он умер за два года до издания, причем до своей кончины он, будучи в преклонном возрасте, ушел на покой и не исполнял обязанности архиерея. Даже если предположить, что за несколько недель до кончины тяжело больному и престарелому владыке Афанасию «подсунули» рукопись под благословение, вряд ли он мог внимательно изучить 600 -страничный том. 4) Книга издана в Москве и не имеет благословения ни Патриарха, ни кого либо из правящих епископов РПЦ. То есть, книга издана не только без благословения, но издатели использовали подлог, чтобы любой ценой добиться выхода в свет этого «жития». Если издатели используют обман, значит, зачем-то это нужно. 5) В книге нет никаких внятных выходных данных, касающихся авторства и издателей. Что хотят скрыть? Зачем? 6) Было бы логично идти прямым путем и получить благословение на издание у владыки Климента, правящего архиерея той епархии, где схимонахиня провела последние годы жизни, но это не было сделано, потому что авторы знали, что благословение на издание книги не будет дано. В чем же проблема с «правилом схимонахини»? Действительно, многие женщины страдают от так называемого «постабортного синдрома», мучаются угрызениями совести. С абортами нужно бороться, и эти методы известны: личное покаяние, исповедь. Второе, не менее важное: мы должны перестать убивать младенцев во чреве, нужно делать все возможное, чтобы остановить это зло через просвещение, открытие различных благотворительных обществ, центров кризисной беременности, работу с властями и законодателями. Нужны активные действия, а что рекомендует «правило»? Набор магических действий, например, «крещение младенцев, убиенных во чреве». Хуже того, малоцерковный человек, поверивший этим безграмотным листкам, пойдет, сделает то, что там написано, и после этого посчитает, что все сделано «как надо», и грех прощен. Если же вспомнить, что про исповедь и покаяние в листках вообще не упоминается, то это значит, что жертвы ложных советов могут остаться с неисповеданным грехом детоубийства! В самой книге, за исключением большого числа ненужных, посторонних подробностей, не имеющих отношения к делу, нет ничего еретического, но поклонники схимонахини, распространяя «житийный» самиздат, оправдывают и укрепляют вредное околоцерковное суеверие. Появление таких книг говорит о том, что назрела необходимость в ответственности издателей, продавцов (псевдожитие уже продается в храмах) за содержание того, что они распространяют, как существует санэпидемстанция, которая контролирует рынки, магазины. Должна быть и какая-то ответственность анонимных издателей за распространение книг с подложными благословениями. Хотелось бы присоединиться к о.Максиму Козлову, настоятелю университетского храма мч.Татьяны, который вообще не рекомендует ее читать: «Если мы собираемся читать книги для духовного назидания, (...) то я бы Вам посоветовал обращаться к источникам «несомненным». В сокровищнице церковной мудрости так много книг, которые просто необходимо прочесть». |