Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ТОЧКА ЗРЕНИЯ

«БЕСЕДЫ О ГЛАВНОМ» НА ТЕЛЕКАНАЛЕ «СОЮЗ»

Протоиерей Максим Обухов
ImageТелевизионную передачу «Беседы о главном» на телеканале «Союз» третий год ведёт протоиерей Максим Обухов - руководитель ПМПЦ «Жизнь», председатель Общероссийской Общественной Организации «За жизнь и защиту семейных ценностей». Его собеседники - врачи, священники, педагоги, деятели науки и культуры, общественные лидеры, государственные чиновники - кто так или иначе причастен к движению «ЗА ЖИЗНЬ». Нередкие гости здесь и иностранные представители всемирного движения «PRO LIFE» (именно так переводится наше словосочетание «ЗА ЖИЗНЬ»), и за рубежом это движение объединяет ту часть общества, которая выступает именно за жизнь человека от зачатия до естественной кончины и против абортов и эвтаназии.  

Многие из читателей журнала «Вестник-Жизнь» не первый год являются зрителями этой и других передач цифрового телеканала «Союз» (мы не раз публиковали на страницах нашего журнала рекламу). Миллионы телезрителей - от восточных окраин России до середины Европы (вещание покрывает территорию Германии) - следят за вещанием в режиме прямого эфира и пользуются возможностью просмотреть архивные записи.

Мы открыли новый раздел нашего сайта и, одновременно, нашего журнала. Посетители сайта нашего журнала смогут, «кликнув окошечко» «Беседы о главном», попасть в телевизионную гостиную протоиерея Максима Обухова. А на страницах журнала «Вестник-Жизнь» вы сможете прочитать некоторые интервью, записанные во время телепередачи или даже дополненные вопросами редакции.

Начинаем мы наш новый проект с интервью протоиерея Андрея Савенкова - настоятеля храма Иоанна Предтечи, руководителя подразделения Общероссийской Общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» в Алатыре. Старинный город Алатырь на реке Суре - центр русской православной культуры в республики Чувашия.

Image 

ОБЩИМИ СИЛАМИ

Протоиерей Максим Обухов:

- У нас в гостях протоиерей Андрей Савенков из чувашского города Алатырь. Скажите, пожалуйста, о. Андрей, есть ли у Вас уже опыт работы и что получается?

- Наш Центр был открыт чуть больше года назад. И, слава Богу, находится общий язык и взаимопонимание с администрацией города. Мы общими силами пытаемся решать многие вопросы. И в первую очередь, стараемся направлять наши усилия на образовательные программы, воспитание детей, пытаемся говорить о смысле брака и таких понятиях, как любовь. Как выяснилось, сегодня это особенно востребовано.

В школах города отводятся классные часы для бесед на эти темы. А в конце 2008 года у нас прошло общегородское мероприятие «Дни семьи в Алатыре», которое мы назвали «Семья: начало начал».

Это событие было отмечено и в столице Чувашии - Чебоксарах. Хронику «Дней семьи» давали на Президентском сайте.

Кстати, в наших конференциях приняли участи представители московского Центра «Жизнь» и Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства: главный редактор журнала «Вестник-Жизнь» - Алла Айсовна Андрианова, психолог фонда - Яна Антоновна Юрчик и врач-гинеколог Тамара Николаевна Тузенко.

В самом мероприятии практически участвовал весь город, были задействованы все школы и средние специальные учебные заведения. Стали площадками для встреч и Школа искусств, и Дворец культуры, и залы администрации города. А началось всё с показа фильмов кинофестиваля «Семья России». Мы отобрали фильмы для просмотра в школах, а обсуждали их учащиеся вместе с нашими священниками.

- Расскажите, пожалуйста, как удалось охватить практически все пласты населения?

- Каждый день был посвящен какой-то одной теме. Начали мы с темы «Отцовство». Как и Бог-Отец - начало всего, так и от отца в семье зависит очень много. Это важно было показать юношам-подросткам, чтобы задумались: сможет ли он стать отцом - главой семьи, руководителем в истинном понимании этого слова.

Второй день - «Материнство», потом - «Супружество», «Сыновство»...И каждый день проходил в одном из учреждений нашего города.

Начались «Дни семьи» с техникума железнодорожного транспорта. Кстати, здесь я веду занятия с молодёжью.

Во второй день участников «Дней семьи» принимал Сельскохозяйственный техникум, потом гимназия, Школа искусств, центральная городская библиотека. Так мы смогли подключить к разговору разные категории жителей нашего города: это и студенты, и преподаватели, и родители, и школьники, организаторы внешкольного воспитания и дополнительного образования, представители различных общественных организаций, ведомств, управленческих структур города. Приняли участие в наших мероприятиях и медики, и работники ЗАГСа, что очень важно и было впервые.

И каждый день обычно начинался с «круглого стола» в Центральной городской библиотеке. Здесь мы ставились вопросы для обсуждения в соответствии с темой дня в «тесном кругу», потом разговор переходил на более широкую аудиторию, а в конце каждого дня собиралась музыкальная гостиная.

Коллективы каждого учреждения готовились принять у себя гостей и представляли материалы по теме: где-то это был конкурс сочинений, где-то музыкально-поэтические композиции, концерты, выставки плакатов, рисунков.

В эти дни подводились итоги фотоконкурса «Семейная фотография», конкурс рисунков «Моя семья». Все эти работы мы анализировали: если на рисунке папа у телевизора, сын за компьютером, а мама на кухне или на семейной фотографии - я и мама - то что это за семья? Спрашиваешь: «А где папа?» «Папа уехал на заработки, папа уехал в командировку, папы вообще нет...» Такова наша жестокая реальность. Некоторые фотографии презентовались, то есть дети рассказывали о своей семье.

Мы обратили внимание детей также на создание родословного древа, и многие заинтересовались этим очень. Выяснилось, что в железнодорожном техникуме учатся будущие железнодорожники в 5-6 поколении. Мы вместе постарались собрать материал и рассказать о таких династиях. Очень интересные были работы. Писали и о демографии нашего города. Данные, к сожалению, малоутешительные, но ребята могли по ним что-то сами для себя открыть и, главное, задуматься, почему же так получается.

- Расскажите, пожалуйста, о вашей работе в ЗАГСе.

- Это новшество, можно сказать, возникло и уже укрепилось в связи с «Днями семьи» и работой нашей организации «За жизнь и защиту семейных ценностей». За несколько дней до регистрации брака, когда молодожены приходят оформить свои документы (а на это всегда уходит какое-то время), так вот, это время мы и стали использовать, чтобы поговорить о смысле семейной жизни с молодожёнами в ЗАГСе.

В этих беседах мы призываем задуматься о том, почему же так случается: в ЗАГС молодые люди приходят с надеждой, играют свадьбу все такие счастливые, за праздничным столом молодожёнам столько всего хорошего желают, родители стараются изо всех сил, чтоб свадьбу сыграть на славу... А проходит год-два, и многие семьи распадаются. Страдают дети, рушатся надежды. Куда всё ушло, в чём дело?

По статистике, треть браков регистрируется повторных, в том числе и у нас в городе, а количество разводов у нас доходило до 70%. Это страшная картина! Мы стараемся обратить на эти, пусть и не радостные факты, особое внимание накануне регистрации брака. Сначала у работников ЗАГСа были сомнения, стоит ли омрачать молодожёнам праздник, будут ли слушать всё это влюблённые, да ещё из уст священника. Но, когда мы начали это дело, оказалось, что именно такой нелицеприятный разговор необходим тем, кто вступает в брак, многие молодожёны благодарят нас за такие беседы. А некоторые интересуются венчанием в церкви.

Говорим о венчании. Рассказываем, что означают наши простые символы. Например, кольцо на руке. Ведь это не то же самое, что кольцо у голубя на лапке («тебя окольцевали»). Это знак древний, знак важный. И зачем молодожены обмениваются кольцами - это очень важно тоже знать. Обручальное кольцо - знак доверия. А доверие - очень важный фактор супружеской жизни. Однако бывает так, приходит молодая супруга и сетует: «Батюшка, не знаю, что и делать: расписаться-то расписались и венчались, а вот в квартиру свою он меня не прописывает. Не знаю, что и делать?»  Это такой психологический удар - удар по сущности брака. Спрашивается, если не доверяешь, зачем тогда нужно было расписываться, венчаться? Что для тебя значит брак - так, красивое мероприятие?

В конце беседы мы обязательно предлагаем и аудиодиски, литературу, фильмы о семье, буклеты, журналы. Что-то получают бесплатно, что-то за символическую оплату, чтобы мы смогли восполнить свой запас материалов и заказать новые.

Ещё один положительный момент прошедших «Дней семьи» хотелось бы отметить. Это выход на наших медиков. До этих мероприятий у нас не было таких близких контактов. Соработничество просто не получалось. А теперь оно уже есть. И, возможно, положительную роль в этом сыграло то, что на «Дни семьи» приехала московская делегация, в частности врач-гинеколог, кандидат медицинских наук - Тамара Николаевна Тузенко, да и другие.

Мы вместе впервые побывали по приглашению главного врача в нашем роддоме, который имеет областное подчинение. А после завершения «Дней семьи» нас стали приглашать в местную Школу материнства. Теперь мы наравне с врачами беседует с беременными в роддоме. Каждый может обратиться к священнику. Бывает так, что впервые именно в роддоме эта встреча и происходит.

- Почему врачи пошли на это?

- Потому что сами отмечают, что верующие роженицы - совсем по-другому воспринимают свою беременность, они ждут её, рады всегда ребёнку, каким бы он ни был: первым, третьим , пятым, десятым... Да и легче, говорят, с верующими: они и терпеньем обладают большим, и смысл в своём ребёнке видят совсем иной, чем молоденькие девочки, которые, по словам работников роддома, два-три дня над ребёночком сюсюкают, а потом кричат. «Орёт на него, вообще, не понимая, зачем ей всё это надо, - сетуют медики, - не готова быть матерью!» Но это можно корректировать, помочь молодым подготовиться к своему материнству. Для этого и надо использовать время беременности. Наши усилия направлены на то, чтобы помочь осознать своё положение беременным, перестроиться, подготовиться к таинству рождения нового человека в жизнь.

- О. Андрей, есть ли у Вас статистические данные, которые иллюстрировали бы, что после проведения таких бесед изменилась ситуация в городе? Может, больше детей рождается? Может, кого-то удалось отговорить от аборта или помочь прийти к решению, что аборт - это не выход из сложной ситуации?

- Специально такую статистику мы пока не ведём. Но можно с уверенностью сказать, что и количество рожденных в городе детей за последнее время увеличилось, и число разводов стало поменьше. Сейчас у нас есть контакты с врачами акушерами-гинекологами, которые в сложной ситуации просто звонят и просят прийти поговорить с кем-то. Бывает, что женщина не решается сохранить беременность из-за какого-то заболевания или по причине крайне сложной ситуации в семье, или ещё что-то. Насколько это возможно, мы стараемся решить проблему, бывает, что удается и материально поддержать, а чаще в таком случае нужно просто поговорить и духовно поддержать. Мы соборуем, беседуем - оказываем духовную помощь.

Вот недавно был такой случай, одна молодая девушка, беременная двойней, пришла на аборт в 6 месяцев беременности. Друг-сожитель бросил её, уехал на заработки, сестра тоже где-то на заработках, матери и отца нет давно - сирота, словом. Поддержали её немного, оставила свою беременность, и родились двое деток, правда,н прежде времени, слабенькие были дети. Выжил только один. Помогли ей выхаживать этого малыша. А через месяц-два одумался и вернулся её друг, поженились. Вот так семья собралась. Радостно. А если бы сделала аборт? Чтобы сейчас было с ними?

Другая девушка с пороком сердца забеременела. И её поддержали, соборовали, она исповедовалась, причастилась - родила, правда, тоже раньше срока через кесарево, но мы тут же и покрестили ребёночка. Теперь малышка уже окрепла, в весе прибавила - хорошая девочка. Такие примеры есть, и их немало. Да и сами врачи говорят, что после наших бесед женщины более осознанно подходят к родам.

Есть в городе и многодетные семьи. И многие ходят в церковь, храмы наполняются, и это при том, что большинство наших храмов находятся на окраинах города, и не всегда туда доходит маршрут городского транспорта. Но именно общины многодетных семей собираются вокруг храмов. У меня и самого такая семья - семь детей. Вот и другие большие семьи приходят к нам в храм. Это те, кто заботятся о своих детях. Мы вместе и праздники встречаем, и другим помогаем.

Именно после «круглых столов» в «Дни семьи» у нас образовались более тесные контакты с медиками. Но меня всё-таки расстраивает и удивляет такой подход к человеку некоторых врачей, да и других людей, которые получили естественнонаучное образование (я и сам из этой среды вышел - окончил биофак пединститута). От них часто можно услышать: «Вот вы подходите к человеку с духовной точки зрения, а мы - с физиологической, мы говорим о разных вещах!» Печально, что образованные люди не понимают простых истин: нельзя в человеке видеть отдельно или физиологию, или духовность. В человеке всё это составляет одно целое. И, говоря о физическом здоровье, мы не должны забывать о его душевном здоровье, а потом - о духовном. Всё это взаимосвязано и нераздельно. Если мы заботимся о физическом здоровье, но при этом наносим душевную рану, то о каком здоровье вообще можно говорить? Человек - не робот, которому достаточно смазать гайки. Мы должны заботиться о полном здоровье всего человека.

- Вам удается распространять какие-то листовки, книги, другие материалы на эту тему? Вы чувствуете, что эти материалы востребованы?

- Я один год просто относил журналы, аудиодиски, видеодиски в Центральную библиотеку, дарил в отделе образования, а через год-два они стали сами выписывать эти журналы или просили меня, например, достать журнал «Вестник-Жизнь» для всех библиотек города и преподавателей, просят и теперь порекомендовать и помочь выписать диски с фильмами.

Мало того, стали просить устраивать в библиотеке встречи с читателями. И всегда эти встречи желанны, люди ждут священника и с удивлением говорят: «Батюшка, оказывается, с Вами можно обо всем говорить, а мы думали, только о Библии!»

В техникуме железнодорожного транспорта я преподаю предмет «Основы Православной культуры» уже шесть лет. И с приходом туда журнала «Наследник» мне стало даже легче говорить с молодыми ребятами - есть предмет разговора: они читают этот журнал, я преподношу им «Православную культуру».

- Как воспринимают этот предмет подростки? Какие первоначальные представления о Православии у студентов?

- Это можно себе представить: приходят они учиться, не то чтобы с каким-то уровнем знаний этого предмета, а, пожалуй, и его нет - гораздо ниже нуля порой. Они просто не представляют, зачем им это всё надо. Конечно, священнику бывает трудно пробудить интерес к этому предмету. И здесь мне приходится опираться ещё и на свой педагогический багаж знаний, благо за плечами пединститут.

В конце года я прошу ребят написать, какие темы им больше всего запомнились, какие понравились, что хотелось бы узнать поподробнее. И чаще всего пишут, что больше всего запомнилось и понравилось всё, что касается семьи. Это всегда актуально. А хотелось бы узнать побольше всё, что связано с абортами, контрацепцией. Видимо, это как раз то, что можно скорее всего приложить к своей жизни.

- Как Вы говорите об этой непростой для юных теме?

- В нашем техникуме в основном учатся юноши. Поэтому, когда мы с ребятами беседуем об абортах, я стараюсь вывести их на проблему, что это не только женская вина, но это женская беда. А то, что аборт - это и мужчины касается - не следует забывать. Ведь мужчина не самец какой-то, а муж. И когда муж говорит: решай сама, делай что хочешь, а мне ребёнок не нужен -- так какой же ты после этого мужчина? Где твоя мужская позиция? Эти вопросы мы обсуждаем на первом курсе (по возрасту это соответствует 10-11 классу). Они просят, чтобы эти беседы продолжались и на следующий год, но мы не имеем такой возможности - нагрузка у студентов довольно-таки большая. Аборт - это шаг в бездну, и они уже понимают это. И меня это радует, ведь для них внутренний кодекс чести уже формируется.

- Сейчас предлагают в курс Основ Православной культуры включить расширенный материал о семье. Создать аналог светского предмета «Этика и психология семейной жизни». Как Вы думаете, есть ли будущее у этого начинания?

- Я думаю, что это надо делать обязательно. Я шесть лет преподаю в техникуме и, встречаясь с ребятами, вижу, что они очень ждут именно эти темы. Просят сами проводить беседы и лекции о семье, о браке. Дело в том, что представление, которое сейчас бытует о любви и семье, не удовлетворяет юные сердца, часто и в родительской семье мало сохранилось любви. А юное сердце хочет настоящей любви и крепкой семьи. Каждый ребёнок хочет, чтобы у него всё было хорошо, чтобы мама и папа были рядом и любили его, а значит, и друг друга.

Вот как-то я пошёл в соседнюю школу и предложил бесплатно проводить беседы о семье со старшеклассниками. Разрешили, а ребятам предложили приходить на эти уроки по желанию. Стали ходить все. Им оказалось это очень важно и нужно (несмотря на скепсис взрослых). То представление о любви, которое им предлагают сейчас, чаще всего - к любви никакого отношения не имеет. Если поначалу молодежь и поймается на эту удочку, то очень скоро поймет - это обман. Ведь любовь не только к телу относится и не столько к телу. Бывает, что супруги спят на одной постели, а любви у них нет. Любовь - это нечто другое.

Понятие «любовь» относится к личности человека. А личность выше тела, выше души, она обладает и душой, и телом и стоит над ними. Что такое любовь, из чего она состоит? Какие её компоненты, без которых она не может считаться любовью? В любви обязательно есть жертвенность, а если этого нет, то не о любви идёт речь.  Если ты ищешь выгоду, то это не любовь. Любовь всегда предполагает ответственность. Если нет ответственности, то это не любовь. Если ты не хочешь отвечать за этого близкого человека, если не хочешь за него встать, заступиться, то, может быть, ты его готов сменить на другого? Какая это любовь? Ответственность - это признак любви. А сможешь ли ты терпеть свою «половину» не год и не два, а двадцать, сорок лет?

Иногда и в церковь приходят молодая пара: «Хотим повенчаться, но не хотим пока расписываться: нам ещё рано, мы пока молодые, нам надо ещё учиться. Но перед Богом хотим быть честными...» О чём это говорит?  О том, что они просто не имеют никаких понятий о семье.

В таких случаях отвечаю молодым, что не могу узаконить блуд. Сожительство не является браком, а, наоборот, является тяжким грехом. Для них это откровение: «Как это?» Начинаем беседовать, я объясняю, что если молодой человек говорит девушке, что любит её, но руки не предлагает, то, видимо, понятия о любви у них не совпадут. Можно ли говорить о любви и венчании в таком случае?

- О. Андрей, могли бы Вы напоследок привести ещё какой-нибудь пример Вашей работы?

- Как священник, я нахожу для себя радость в том, что вижу в глазах моих юных собеседников отклик. И потом, кто раньше, кто позже, они, как правило, приходят и в храмы на исповедь, перестают бояться священника, перестают «закрываться». Возраст ребёнка 15-16 лет - это очень сложный возраст, и ему нужна помощь в период взросления. К сожалению, не все находят эту помощь в своем родительском доме. Бывает и такое, девушка говорит: «Вот, батюшка, была на исповеди, а мне не разрешили причаститься...может, пособороваться можно?»  Что тут скажешь, видимо, какой-то тяжкий грех совершила, но человек тянется, старается преодолеть в себе что-то: «Пособороваться можно?..» Потом подходит и просит: «Можно мне диск с фильмом «Безмолвный крик» взять посмотреть?»  Даю и диск посмотреть, и журналы, и брошюры, листовки, буклеты...

Для лекций в учебных учреждениях я беру петербургский фильм «Спи, моя радость, усни» и небольшой кусочек из фильма «Безмолвный крик».

Второй урок на эту тему у нас идёт о последствиях аборта: физических, душевных, духовных, о последствиях для семьи. К концу занятий я делю класс на две части: тех, кто будет выступать за аборт, и тех - кто против. Предлагаю разные ситуации. Например: «Знакомая девушка забеременела, а её молодой человек ушёл, не хочет ребёнка. Что будете делать, что говорить, чтобы отговорить от аборта?» Вторая половина должна предлагать веские доводы в оправдание аборта. Или другая ситуация, говорю: «Девушка забеременела, а мама тащит её в больницу на аборт, выгоняет из дома. Как ей помочь?»

У нас такие споры и баталии идут! Но мало кто хочет выступать на стороне сторонников абортов. И всё же прошу изложить: «Ваши аргументы «за», ваши аргументы «против».

Таким образом, я стараюсь, чтобы те, с кем мы сегодня беседуем, потом смогли помочь своим товарищам, знакомым, а может, и малознакомым людям не совершить тяжкий грех аборта.

Мне радостно, что большинство даже понарошку не хотят быть «на половине» тех, кто склоняет к аборту, они ищут выход, как помочь беременной и ребёнку. И надо-то, возможно, этой подруге немножко тепла, чтобы удержать от аборта, а она потом поймет и будет счастлива, и ребёнок будет с ней.

Мы стараемся помочь найти выход в трудной ситуации. Надо помочь молодым учиться, что называется, «на чужих шишках», проанализировать опыт тех, у кого, возможно, уже вместо шишки мозоль образовалась, кто уже двадцать раз на грабли наступил. Мне радостно, что ребята активно включаются в такую беседу, и чувствуется, что есть в их душе отклик. Для них эти темы важны, и можно сказать, что в этом возрасте они - самые важные.

Фотоматериал по этой теме cм. ФОТОКОЛЛЕКЦИЯ

 
« Пред.   След. »