Интервью священника Димитрия МУРЗЮКОВА Священник Димитрий МУРЗЮКОВ Беседу ведут: Анна Черкасова, заведующая медицинским сектором Отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата Алла Андрианова, главный редактор журнала «Вестник-жизнь» Священник Димитрий Мурзюков - председатель отдела по связи с медицинскими учреждениями Московской епархии, благочинный Люберецкого округа Московской епархии, настоятель храма Спаса Преображения города Люберцы (Московская область), больничного храма во имя святителя Луки (Войно-Ясенецкого) при Люберецкой детской больнице, где располагается также областной детский ожоговый центр.
- Какова цель создания медицинского отдела Московской епархии? Какие задачи ставит перед собой отдел? - В действительности социальная работа очень часто соприкасается с медицинскими проблемами. Но так как территория Московской области очень велика, а проблем в медицине и в социальной сфере весьма много, то для удобства работа в этих направлениях была разделена. Но это не значит, что отделы не имеют точек соприкосновения в своей деятельности. Вполне естественно, что есть вопросы, которые приходится решать вместе. Отдел по социальному служению в Московской епархии возглавляет протоиерей Димитрий Оловянников - благочинный Мытищинского округа. Работа этого отдела поставлена очень интересно, и плоды её видны повсеместно. Но и медицинский отдел тоже стремится не отставать. Основное направление нашей работы - это создание в медицинских учреждениях условий для совершения церковных таинств. Помимо этого, очень важно наладить и укрепить взаимодействие работников медицинской сферы региона и духовенства Московской епархии. Для этого мы проводим мероприятия, которые способствуют прояснению тех задач, которые нам придётся выполнять совместно на благо общего дела - помощи больным и страждущим по врачеванию души и тела. - О. Димитрий, какова структура отдела? Какие формы работы вы используете? -В каждом благочинии имеется ответственный священнослужитель по работе в медицинских учреждениях. Несколько раз в году мы проводим общее собрание всего епархиального отдела. На этих совещаниях мы обсуждаем всё, что нас волнует, делимся опытом, пытаемся сообща решить проблемы. Помимо отчётов и выступлений членов отдела, мы знакомим всех собравшихся с опытом непосредственной работы по взаимодействию с медицинскими учреждениями в благочиниях. Так, недавно мы посмотрели, как совершается духовное окормление Люберецкой детской больницы. Больница имеет ещё и статус областного ожогового центра, и сюда попадают дети со всего Подмосковья. Сейчас мы закончили обустройство здесь больничного храма. Храм получился светлый. Имеется здесь небольшая подборка книг и журналов. Но главная святыня нашего храма - ковчег со святыми мощами святителя Луки Крымского. Очень важно показать на примере, как можно организовать и обустроить храм на территории любой больницы, имея ограниченное помещение и небольшие средства. Как наладить добрые отношения с администрацией больницы. Мы это и сделали. Как-то наше собрание проходило на базе детского санатория «Малаховка». Там тоже есть домовый храм. А в последний раз отдел собирался у нас на приходе Преображенского храма. В этот день мы все вместе проехали в зал, где располагалась выставка «Молчаливая революция». Эта мобильная выставка в защиту жизни нерождённых детей и семейных ценностей стала иллюстрацией того, что можно провести по всей епархии без вложения больших средств, но с большой отдачей. Выставка никого не оставляет равнодушными и может оказать существенную помощь в медико-просветительской работе с учреждениями образования. Священнослужители всех округов смогли непосредственно познакомиться с экспозицией. Многие взяли этот пример на вооружение и в своих округах стали инициаторами проведения подобных выставок. - Скажите, пожалуйста, сотрудничают ли священники Московской епархии, которые связаны по своему светскому образованию с медициной, с медицинскими учреждениями Московской области? Или это, скорее, исключение из правила? - Конечно, медицинское образование на данном поприще является неким подспорьем. Допустим, священнослужителю, который имеет образование психиатра, легче проводить работу по духовному окормлению психиатрических лечебниц. Такие примеры есть у нас в епархии. Но в то же время многие ошибочно думают, что если священник был врачом, то он и должен заниматься медицинскими проблемами, будучи рукоположен в сан священнослужителя. И также, что если священник не имеет медицинского образования, то он не должен заниматься этим направлением. В реальной жизни и по существу задача священнослужителя вовсе не в правильной постановке диагноза и не в том, чтобы выписать то или иное лекарство, а в том, чтобы раскрыть и больному, и врачу смысл болезни и христианского отношения к ней. Главное, чтобы священник помог найти путь к духовному выздоровлению, а вслед за ним придет и выздоровление физическое. - Есть ли у вашего отдела контакты с Московским обществом православных врачей? - Да, многие его члены являются практикующими врачами в подмосковных клиниках. Заседания и конференции общества часто проходят в Православном медицинском центре во имя блаженной Ксении Петербургской, что располагается в Коломне, в Свято-Троицком Ново-Голутвином женском монастыре. Более плодотворное и тесное сотрудничество на новом уровне только начинается. Выражается это в том, что на местах проходят встречи с медицинскими работниками области, а их участниками являются члены Московского общества православных врачей. В частности, профессор Александр Викторович Недоступ, профессор Ирина Васильевна Силуянова постоянно принимают участие в Пантелеимоновских чтениях в Павлово-Посадском благочинии. - Есть ли в Московской епархии сестричества милосердия? - Несомненно, что помимо организации богослужебной жизни в больницах, задачей священнослужителей епархии является и организация помощи мирянам. Таким примером может послужить опыт прихода святого великомученика Пантелеимона в г. Жуковском Раменского благочиния. Среди прихожан установлена периодичность дежурств в молитвенных комнатах при больницах. Дежурные обходят палаты с тяжелобольными, готовят их к таинствам Исповеди и Причащения, совершают прогулки с ходячими больными, сестры помогают в покупке необходимых лекарств и продуктов питания, а по необходимости сопровождают нуждающихся на консультации в Москву. Из таких волонтеров при этом храме в 2008 году создано сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Разработаны и утверждены Положение и Перспективный план развития сестричества, предусматривающие строительство богадельни на 15 мест. На это получено согласие городской администрации. В настоящее время уже оформлены разрешительные документы и разрабатывается проектно-сметная документация. При Троицком соборе г. Щелково создана группа медико-социальной и патронажной помощи инвалидам, пациентам больниц и иным нуждающимся «Милосердие». Обучение патронажу и оказанию первой медицинской помощи проводят медработники 1-й городской больницы г. Щелково. В Егорьевском благочинии при центральной районной больнице активно действует сестричество во имя преподобномученицы великой княгини Елизаветы. Сестры оказывают помощь медперсоналу в уходе за тяжелыми больными, не имеющими родственников, бомжами, людьми, попавшими в больницу, но не имеющими местной прописки. На собранные сестричеством пожертвования приобретаются лекарственные средства и предметы патронажного ухода. Сестры милосердия принимают участие в проведении бесед в отделениях ЦРБ, участвуют в подготовке и проведении семинаров и конференций. Так, в рамках празднования пятилетнего юбилея сестричества для студентов Егорьевского медицинского училища и медработников больницы были проведены семинары на темы «История создания общин милосердия в России в XIX - XX вв.» и «Христианская антропология как основа духовно-нравственного воспитания человека». Сестричеством выпускается газета «Елизаветинский бюллетень», формируется библиотека, распространяется духовная литература. Имеются сестричества и в городах Лыткарино и Орехово-Зуево. - То есть это - деятельность фактически инициативных групп мирян-катехизаторов и социальных работников при больницах? - Под руководством священника. Эти люди помогают не только в патронажном уходе, но и при больничных храмах. Желающим помогают правильно подготовиться к таинствам Церкви, проводят беседы с больными. Справедливости ради стоит сказать, что очень трудно бывает привлечь прихожан к служению любви. Необходим пример самого пастыря. И не один год потребуется, чтобы брошенное зерно проросло. К сожалению, сегодня люди с трудом решаются на такой подвиг. Но когда этот путь выбран и человек идёт по нему, то, слава Богу, всё получается. - Это, наверное, самая настоящая жертва, в полном смысле слова. Ведь найти денежку на свечку - это хорошо, но не требует подвига. А когда человек регулярно и безвозмездно, каждую неделю делает то, что ему трудно дается, например, выносить за больным судно, - вот это жертва. Потому что за эту черновую, незаметную работу порой никто и спасибо не скажет. В лучшем случае батюшка психологически поддержит. Но это настоящее служение любви. - Вы знаете, совсем недавно в Люберецкую детскую больницу привезли несколько ребятишек из интернатов с серьезными нарушениями психики и сложными заболеваниями. На них даже смотреть было страшно. И они требовали особого ухода. Из прихожан мы сформировали группу милосердия в помощь медсестрам. - Батюшка, больничный храм при Люберецкой детской больнице был устроен в 2007 году. Не так много времени прошло с тех пор, но вот сейчас, когда мы посетили его вместе с Вами, увидели, что для охраны, да и для всех вокруг - Вы и священник Сергий Жигало, несущий там послушание, - не чужие люди. И появление священника в больнице - обычное дело. Мало того, даже лифтёрша отметила, что храм преображает больничную жизнь. Работники больницы теперь тоже имеют возможность почаще бывать в храме, помолиться, свечку поставить. - В первую очередь пастырь сам должен быть заинтересован в своём служении даже на таком сложном месте - в маленьком больничном храме, среди самых разных, чаще невоцерковлённых людей - больных детей и работников светского государственного медучреждения. Но именно здесь - в детской больнице - Слово Божие и Дары Божии - быть может, более, чем где-либо, необходимы. Что касается такого благорасположения к нам в Люберецкой детской больнице - это всё-таки результат того, что здесь люди сами пошли навстречу и сами имеют желание общаться с духовенством. И присутствие священника в больнице - необходимо. Это люди чувствуют. Желание и необходимость привели к созданию храма. Кстати, День медицинского работника в больнице мы начинаем праздновать с молебна в больничном храме. Все, кто может покинуть пост - приходят на службу. Обязательно присутствует в этот день и главный врач больницы Елена Афанасьевна Рузова. Перед мощами святителя Луки мы благодарим Бога за то, что Он дал нам такую возможность - благодарить Его в стенах больницы. - Много ли больничных храмов в Московской епархии? - На сегодняшний день - 67 больничных церквей, из которых 49 - домовых и 18 стоят на территории медицинских учреждений - это могут быть храмы, которые поставлены давно, но оказались на территории больницы в связи с новым строительством или реконструкцией старого больничного комплекса. Некоторые храмы - новопостроенные. Два таких новых храма были возведены в Красногорске в 2007-2008 годах: храм великомученика и целителя Пантелеимона на территории Пятого Клинического госпиталя и храм священноисповедника Луки (Войно-Ясенецкого) - на территории Третьего госпиталя имени Вишневского. В Кашире заканчивается строительство ещё одного нового храма. - По чьей инициативе создаются больничные храмы? Где берутся средства на их строительство? - Инициатива, безусловно, бывает с двух сторон. Средства собираются благотворительно. - Есть ли необходимость подготовки священников для служения в больничных храмах ? Может, стоит создать некие курсы для тех, кто не имеет базового медицинского образования, но служит при больнице? - Говорить о медицинском курсе я бы не стал. А вот об организаторском - вполне уместно. Прежде всего, это должно вкладываться в умы студентов духовных учебных заведений. Сегодня священник должен быть не только попечителем душ, но и грамотным организатором приходской жизни. Что касается больничных храмов, то здесь, безусловно, есть своя специфика попечения, и это мы обсуждаем на собраниях отдела. - Кстати, есть ли в духовных семинариях специальный курс по психиатрии не как медицинский курс, а что-то, что помогает в пастырской деятельности с больными людьми? - Имеется общий курс - «Основы приходской жизнедеятельности», который включает и эту тематику. Во время моего обучения в стенах Московских духовных школ у нас был курс психиатрии. Благодаря знаниям, полученным от специалиста, я на практике смог распознать ступор у человека (неожиданно пригодились такие специфические знания, и я смог вовремя и адекватно среагировать). Вот подходит девушка к исповеди и - всё - остолбенела, её с места не сдвинешь - полностью отключилась от реальности. Я спокойно к этому отнесся, потому что знал, что это такое и как действовать при этом психическом заболевании. Никакой паники, спокойно вызвали бригаду «скорой помощи». А специфика общения с больными людьми, в том числе и психически больными, должна, безусловно, вытекать из осмысления самого пастырского служения. Как говорит Апостол Павел, суметь для всех быть всем. Это самое важное. Об организаторских моментах говорится и на собраниях епархиального отдела. Во всех благочиниях намечаются положительные тенденции в окормлении медицинских учреждений. Там, где нет возможности создать храм, священник обязательно совершает регулярные молебны, где-то - два раза в месяц, где-то - еженедельно. Во все подмосковные больницы, во все отделения священников допускают для совершения таинств, если больной попросит об этом через своих родственников или по телефону. Практически не было случаев препятствования этому. - Как осуществляется работа отдела с наркоманами и алкоголиками? - Это направление подлежит более детальной разработке, непросто найти правильный подход в этом сложном деле. Централизованно же эта работа ведется только на нескольких приходах. Но и каждый священнослужитель у себя на приходе ведет работу в этом направлении, когда сам человек, одержимый этой страстью, обращается за помощью. Имеется практика проведения вне богослужебных бесед о церковной жизни, за которыми разъясняется смысл богослужений и церковных таинств. Такое общение способствует духовному возрастанию человека и помогает ему уходить от своих вредных привычек и наклонностей. - Имеется ли в епархии специальная программа, направленная на формирование у православных людей здорового образа жизни? - Формирование здорового образа жизни в православных кругах в настоящее время заключается в деятельном участии подрастающего поколения в тех программах, которые сейчас широко проводятся во многих округах Московской епархии. Я имею в виду летние лагеря с выездом на природу целым приходом со священником, спортивные мероприятия в зимний период. Сейчас у нас очень широко пропагандируется День православной молодёжи, который отмечается на двунадесятый церковный праздник Сретения Господня. К этому дню приурочивается проведение спортивных молодежных соревнований практически во всех благочиниях Московской епархии. Это и есть пропаганда здорового образа жизни. То, что ты православный - не значит, что ты должен быть скрыт от мира. Наоборот, ты являешься членом этого большого мира, маленькой его частицей. Если ты сам себя будешь соблюдать в чистоте, в правильном духовном устроении, то и всё вокруг тебя станет преображаться. - Есть ли у отдела связи с Министерством здравоохранения области? - Конечно. С Министерством здравоохранения Московской области мы сотрудничаем очень близко. Так, 29 октября 2008 года мы совместно провели Подмосковный медицинский форум: «Церковь - общество - здоровая семья» (РЕЗОЛЮЦИЯ прилагается- приложение-1), участие в котором принимали все ответственные за связь с медучреждениями епархии, представители всех муниципальных округов, главные врачи подмосковных медучреждений. Мы делились опытом совместной работы. Причём у врачей (я сам этого не ожидал) была живая заинтересованность. Люди горячо обсуждали доклады. И уровень этого мероприятия был очень высоким. Следующий Форум планируем провести в городе Видное. По результатам таких мероприятий мы будем выпускать специальное издание, в котором будут помещаться доклады участников. - Расскажите о воспитательной работе, которая проходит в медицинских учебных заведениях, о той программе, которая была подготовлена для студентов-медиков. - Сейчас она проходит апробацию. Совещание руководителей средних медицинских учебных заведений в Сергиевом Посаде выявило, что на основе этой программы, учитывая список рекомендованной литературы, каждый вырабатывает свое направление деятельности, в соответствии с уровнем восприятия. Так, например, в Орехово-Зуевском медицинском колледже была проведена исследовательская работа о взаимодействии Церкви и медицины в истории России поэтапно: здесь и дореволюционное время, и советский период, и сегодняшний день. Ребята использовали современные технические средства, подготовили красочные иллюстрации: графики и схемы, копии репродукций и прочее. Это показывает их заинтересованность. Священник должен быть проводником христианского знания в медицинских кругах. К сожалению, сегодня еще бывает так, что когда медсестра или врач вдруг видят в больнице священника - они просто теряются: а что ему тут надо? Когда я пришел в реанимацию, чтобы причастить своего прихожанина, который сам позвонил и попросил меня об этом, врач спросил:: «А зачем? Ведь он ещё не умирает?..» А другой врач, видя это, тут же предложил: «Проходите, проходите, непременно...» Это разный уровень восприятия. Для медицинских работников мы должны создать какую-то катехизическую форму, которую они могли бы воспринять на разных этапах. Первый этап: когда студенты- медики ещё только получают профессиональное образование. Вот мы и начали с колледжей и медучилищ. Следующий этап - для практикующих врачей. Для них мы должны устраивать встречи на другом уровне. - Что Церковь ждёт от медицины? - Деятельного сотрудничества. Церковь должна помочь больному человеку познать причину своих болезней, если они связаны с нездоровым, греховным образом жизни. Она помогает также правильно отнестись к болезни - терпеливо переносить ее и дисциплинированно лечиться. Многие свидетельствуют, что это приносит большую пользу, позволяет даже повысить качество восстановительного лечения. Люди верующие быстрее приходят к выздоровлению, а у тех, кому осталось лишь доживать свой век на земле, формируется правильное отношение к жизни и смерти. Это очень важный момент. Полагаю, люди, работающие в медицине, должны понимать, что Церковь обязана присутствовать в медицинских учреждениях. Везде, где человеку плохо, всегда должна быть рядом Церковь. А больница как раз такое место. ПРИЛОЖЕНИЕ 1. РЕЗОЛЮЦИЯ Первого Подмосковного форума «Церковь. Общество. Здоровая семья» Медицинские работники и священно-церковнослужители в рамках Соглашения о сотрудничестве между Министерством здравоохранения Московской области и Московской Епархией Русской Православной Церкви (далее - Соглашение) проводят работу по совместному врачеванию человеческих души и тела, оказанию помощи пациентам учреждений здравоохранения Московской области, в том числе медико-социальной помощи в хосписах; по созданию в установленном законодательством порядке условий в стационарных учреждениях здравоохранения по совместному устройству домовых больничных храмов и часовен для реализации прав пациентов на отправление своих религиозных потребностей; по сотрудничеству в подготовке для средств массовой информации передач и статей о сохранении здоровья, исходя из понимания его душевного и физического единства. Учитывая положительный опыт совместной работы, мы считаем целесообразным и необходимым развивать деятельное сотрудничество лечебно-профилактических учреждений Московской области и священно-церковнослужителей Московской Епархии Русской Православной Церкви, продолжать совместную деятельность по реализации Соглашения, обратив особое внимание на формирование здорового образа жизни населения Московской области, сохранение генофонда нации, создание необходимых условий для совершения церковных обрядов и Таинств. Опыт сотрудничества учреждений здравоохранения Московской области и Московской Епархии Русской Православной Церкви подтвердил важную роль духовного фактора в значительном ряде патологических состояний телесного и душевного здоровья, генезе психических расстройств, наркотических, токсических и других патологических зависимостей, нарушений поведения и социальной дезадаптации, крайним выражением которых является самоубийство. Учитывая благотворное влияние совершения церковных обрядов и Таинств на оздоровление пациентов учреждений здравоохранения, мы рекомендуем продолжение совместного устройства домовых больничных храмов и часовен при лечебно-профилактических учреждениях, в том числе создание в психиатрических и наркологических учреждениях больничных храмов со служащими в них священниками на постоянной основе. Содружество психиатра-нарколога, детского психиатра и священника должно войти в жизнь психиатрических и наркологических учреждений Московской области и Московской Епархии Русской Православной Церкви. Исходя из понимания брака как добровольного союза мужчины и женщины, основанного на взаимных любви и уважении, заключенного в соответствии с гражданскими и церковными законами, мы призываем к сохранению духовного и нравственного здоровья через осознание живущих в браке людей своей ответственности перед Богом и гражданским обществом, к проведению пропаганды здоровых семейных отношений и порицанию половой распущенности. Свидетельствуя о демографической проблеме и низком уровне рождаемости, обусловленной в ряде других причин и определенным духовным кризисом семьи, мы признаем искусственное прерывание беременности (в случаях, не связанных с безусловной необходимостью сохранения жизни матери) серьезной угрозой физическому и душевному здоровью матери, а также физическим и духовным уроном для всего общества. Признавая величие Таинства рождения человека в мир, потребность беременных, рожениц и родильниц в духовной поддержке до и после родов, мы призываем к деятельному сотрудничеству медицинских работников родовспомогательных учреждений Московской области со священно-церковнослужителями Московской Епархии, дабы укрепить духовные силы готовящихся к рождению ребенка и уже родивших детей матерей, уберечь их от решений, пагубных для жизни и воспитания детей. В целях обеспечения духовной и демографической безопасности страны участники Первого Подмосковного форума «Церковь. Общество. Здоровая семья» обращаются к Правительству Российской Федерации с просьбой: предусмотреть комплекс законодательных и административных мер по защите нравственности, пропаганде отечественного культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и норм семейной жизни в сфере деятельности учреждений культуры и средств массовой информации, а также сдерживанию в средствах массовой информации пропаганды зла, насилия, неправильного образа жизни. |