КОРОБКОВА Людмила Ивановна, преподаватель общественных дисциплин колледжа лёгкой промышленности №24, педагогический стаж работы 26 лет. Работает над научно- экспериментальной проблемой: «Преподавание общественных дисциплин в аспекте духовно- нравственной деятельности». КОРОБКОВА ЛюдмилаСемья и духовно-нравственные традиции русского народа Причиной демографического кризиса в настоящее время являются не столько экономические трудности, сколько мировоззрение нашей молодежи. Это, прежде всего, отношение к браку, семье, детям, родителям, это подмена национальных традиций семейного воспитания западными образцами и, конечно, это отношение к женщине - матери. Воспитание, которое дается в детстве, - это «защитный слой», от которого очень многое зависит во взрослой жизни человека.
Во все времена положение женщины являлось и является одним из важнейших признаков культурного состояния общества в целом. Недаром на Руси её называли «берегиней», «любовью», «добротой». Сущность женщины определил русский философ И.А. Ильин - она «цветок, дитя и ангел». Само слово «женщина» относится к одному из нравственных качеств - «женщина - женственность», «жизнь», в то время когда мужчина, муж определяет свою сущность, как «мужественный чин», «мужество». Вот почему жена - за мужем, за его спиной, за его защитой, за его силой. А какая роль отводится ей, женщине? Она - будущая мать! В старину говорили, что и травушка расступится перед непраздной (беременной), т.е. не до праздников ей, тишина, покой и безграничная любовь должны поселиться в её сердце. Она дает новую жизнь миру, она продолжает род человеческий, через неё передается незримая связь времен. И от неё будет зависеть, каким станет это будущее. Какое слово она скажет, каким взглядом посмотрит, какую колыбельную споет и чему научит маленькое дитя. С появлением ребенка семья приобретает новый смысл. «Нет ничего сильнее того чувства, которое приходит к нам, когда мы держим на руках своих детей. Их беспомощность затрагивает в наших сердцах благородные струны. Для нас их невинность - очищающая сила. Когда в доме новорожденный, брак как бы рождается заново. Ребенок сближает семейную пару так, как никогда прежде. В сердцах оживают молчавшие до этого струны. Перед молодыми родителями встают новые цели, появляются новые желания. Жизнь приобретает сразу новый и более глубокий смысл. На их руки возложена святая ноша, бессмертная жизнь, которую им надо сохранить, и это вселяет в родителей чувство ответственности, заставляет их задуматься. Великое дело - взять на себя ответственность за эти нежные юные жизни, которые могут обогатить мир красотой, радостью, силой», - так писала в своем дневнике императрица Александра Федоровна («О браке и семейной жизни»). В народе всегда считалось, что дети - благодать Божья, а мать - хранительница семьи, культуры, традиций, чувств и веры. Никто её специально не учил, она просто следовала традициям, которые были сохранены в фольклоре русского народа. Ребенок еще не умел говорить, но уже слышал звучащее слово колыбельной. Сама колыбельная - протяжная и напевная, как сама душа русская, со всей её глубиной и светом, вливалась в детскую душу. Мать не просто поет, пением она успокаивает ритм своего сердца после бегущего трудового дня, суеты и маеты. И этот покой, этот душевный настрой она передает ребенку. Звуком, ласковым словом мать охраняет ребенка, успокаивает его, он растет более здоровым и спокойным. В русском фольклоре мы видим и массаж для маленьких ладошек, и зарядку для детских пальчиков, и воспитательный момент: «Сорока - белобока кашку варила, деток кормила...» Почему одному «мизинцу» кашки не дала? Потому, что он не работал, вот и не получил. В родных поговорках, пословицах, считалках нет ничего, что не имело бы реальной пользы, в них сохранены жизненные правила, продуманные нашими предками, они через века, в сегодняшнем времени с добром и умом направляют нас: «Учись, пока хрящи не срослись», «Чужое взять - свое потерять», «Не торопись отвечать, торопись слушать», «Живы родители - почитай, а умерли - поминай», «Говори по делу, живи по совести». Как важно для русского человека слово! Слово - основа жизни. Первое слово, которое слышал ребёнок, было слово, произнесённое матерью и отцом. Вот почему важно вначале воспитать ответственность будущей матери и отца за свои поступки, мысли, слова. Воспитание - это прежде всего личный пример, а не нравоучение. Слово для маленького человека - целый мир, слово как сама жизнь. Слово помогает матери открыть ребёнку историю и поучения своего народа, учить его уму-разуму. Почему медведь зовется «медведем»? Потому, что «мёд ведает», лиса - хитрая очень, «лесть» - она, ворона - «вор - она», умеет воровать. «Спасибо» - спаси тебя Бог. А если кто бранится, хуже того - сквернословит, значит, он оскорбляет родную мать, мать - сыру землю и мать Пресвятую Богородицу. А.С Хомяков в статье «Об общественном воспитании в России» писал, что «воспитание есть действие, посредством которого одно поколение приготовляет следующее за ним. Самые первые его зачатки передаются посредством слов, чувств, привычек. Строй ума ребенка, первые слова которого были «Бог», «отец», «мама», будет не таков, как у ребенка, первыми словами которого стали «деньги», «наряды» или «выгода». Огромную роль в воспитании отводится сказке, ребенок должен услышать её из уст матери, а не увидеть по телевизору. В.А. Сухомлинский в статье «Комната сказки» писал: «Сказка, игра, фантазия - животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений». (Сухомлинский В.А. «Комната сказки».) Эстетические, нравственные и интеллектуальные чувства рождаются в душе ребенка под впечатлением сказочных образов. Сказка неотделима от красоты, способствующей развитию эстетических чувств. Ребёнку, которому в детстве читали сказки, легче учиться в школе, самому читать, общаться со сверстниками. «Сказка - благородный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине», - писал В.А.Сухомлинский (там же). Былины, притчи, сказки - это всегда напутствие , поучение. У них есть особая власть над временем, они формируют образное мышление, учат вечным ценностям ребенка. Например, какой урок мы извлекаем из сказки «Царевна-лягушка»? Почему так «по-глупому» поступил Иванушка? Просто он не мог ослушаться отца-батюшку, вот и пошел вслед за пущеной стрелой. А почему, увидев стрелу рядом с лягушкой, взял это нечистое животное себе, как будущую жену? Жалко её стало, заплакала она, да и от судьбы не уйдешь...За покорность, терпение, почитание отца, жалость к меньшему - «бессловесному» - и был вознагражден Иванушка счастьем да любовью. Сказки и былины помогают донести до ребенка такие понятия, как честь, совесть, Отечество, Родина. Человек начинает свою жизнь в семье. Семья и дом - духовная крепость, Малая Церковь для ребёнка, и всё в ней воспитывает и учит его. Мать создает и сохраняет уют в доме, обучает вместе с отцом ребенка. И сейчас, в наше время, с какой радостью дети делают что-то своими руками! В прежние времена сидеть сложа руки было нетрадиционным поведением, например, девочка умела держать в руках иголку уже с трех лет. Большое внимание традиционно уделялось одежде. Национальная одежда во все времена являлась отражением мировоззрения и самобытности народа, заставляя понять, кто мы. В нашей одежде проявляется русское самосознание, наша земля и природа, любовь к прекрасному. Интерес к русской одежде объясняется тем, что она рукотворна и поэтому узнаваема. Шедевр ручного шитья, вышивки - это возвращение к чистым истокам своего, родного, исконного. Слепое копирование моды, не учитывая климатических условий, нравственных традиций, приводит к неспособности сохранить многовековое наследие русского народа. Необходимо обращать внимание на одежду подростка, поощряя скромность, простоту и постоянство. Одежда с глубокой древности почиталась одним из отличительных признаков нравственных качеств человека. Одежда настраивает сознание человека на определенный лад: вещи бездушны, но оказывают влияние на состояние души, особенно неокрепшей. Как тепло в доме, в котором есть праздники, пахнет пирогами, испеченными вместе с детьми! Изначально праздник - это нечто родовое, домашнее, семейное, значимое для всех членов семьи. К сожалению, сейчас этого становится меньше. Как горько осознавать, что в некоторых семьях вообще не отмечают дни рождения. Праздник - это всегда радость для ребенка, а для родителей - огромный духовно-воспитательный фактор. Праздник - это не бесконечное застолье, а игры, потешки, подарки, сопричастность всех: отца, матери, дедушки с бабушкой. И вот тогда с большей силой понимаешь, что такое своя семья, свой род. Возродить интерес, уважение к истории нашего народа, к его национальным, духовным традициям и обычаям, поднять статус женщины-матери, мужчины-отца, изучить и развить культуру межнационального и межконфессионального общения, сохранить родной русский язык - вот, пожалуй, первостепенная задача воспитания и образования нашей молодежи, создание «образа», «питания» души. Не последняя роль в этом, наравне с родителями, отводится учителю. |