Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru
Новости Православного медицинского сервера

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
СЕМЬЯ и ШКОЛА
ШКОЛА для РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ШКОЛА для РОДИТЕЛЕЙ

ДЕТКИ В КЛЕТКЕ

Алла АНДРИАНОВА

ImageСтоя на пороге взрослой жизни, ребенок может внезапно и до времени, вопреки своей природе, столкнуться с проблемами, несвойственными своему возрасту. Надо с грустью признаться, что сегодня мы, взрослые, часто недотягиваем до положенного статуса человека зрелого, знающего цель жизни, умеющего принимать решения. Нам не хватает настоящей любви, которая, по словам Апостола Павла, не раздражается и не ищет своего. Не хватает любви даже у родителей к своим детям, особенно к подросткам, не то что у педагогов. Многие даже не считают нужным признать, что корни поведенческих проблем уходят в почву духовной сферы.

Недавно ко мне как к православному журналисту обратилась за помощью Анна Николаевна - мать двенадцатилетней ученицы 7 класса. Девочка эта - Катя, не то чтобы отличница, но и не плохая ученица, добрая, отзывчивая, чистая, но немного ленивая, мечтательная и ранимая (мне она знакома по воскресной школе). Мама рассказала, что сначала дочка училась в православной гимназии, но далеко ездить - и пришлось после третьего класса перейти в общеобразовательную школу, поближе к музыкальной и дому.

Проблемы начались сразу: оказалось, что ни одна девочка в классе не носит юбку (школьная форма предусматривает и юбку, и брюки, но родители девочек выбирали брюки). Новенькую донимали дети, потом учителя стали намекать родителям, что нужно быть как все, одеваться, как принято, а то длинная юбка мешает... Малышка отстаивала свою любимую юбку-клеш, в ней она привыкла ходить и в школу, и в музыкальную школу, и в храм, в ней было тепло и уютно. Потом начались слезы. Папа сказал: «Или мы купим брюки, или ребенок получит нервный срыв». Словом, скоро в гардеробе появились джинсы, а юбку надевали только в храм.

На 8 марта дети с помощью родителей решили в подарок учителям устроить концерт. Включилась и Анна Николаевна, ее попросили купить мишуру, но когда она узнала, что в этой мишуре один из мальчиков будет изображать «Верку-Сердючку», опешила и попыталась объяснить, что вряд ли эта сцена будет приятна учительнице. И дети поняли, а их родители, «чтобы не скучно было», оставили номер в подражание этому пошлому, но въевшемуся в сознание «телезрителей», как ржавчина в старую раковину, образу. Что же учителя (некоторые из них одновременно и родители этих детей)? Молча «проглотили» сюрпризы праздничного шоу.

К концу учебного года родители четвертого класса с одобрения педагогов решили «на уровне» отметить выпуск начальной школы в клубе (надо заметить, в ночном стриптиз-клубе, который днем, если нет других мероприятий, сдавался для детских праздников типа корпоративных вечеринок). Нужно ли это самим детям - мало кого интересовало, зато всё было в соответствии со временем: и немалые деньги собрали заранее, и положили их в банк «навырост», и костюмы обсудили, и закуски, и программу - словом, было чем заняться целый учебный год. А.Н. выступила на родительском собрании, пытаясь озвучить свои соображения по поводу «клубного» отдыха 10-летних детей; напомнила, что не за горами подростковый возраст и что непедагогично малышей за ручку вести туда, откуда подростков придется потом «выкорчевывать». Предложила познавательную историческую поездку или совместный отдых на природе - тщетно. Можно было, конечно, не посещать подобные мероприятия, и её дочка не посещала.

«Говоришь, в школе у дочки не очень ладится - радуйся! - посоветовал как-то батюшка. - Зато дома ей хорошо! Пусть как можно ближе будет к родителям и Церкви!» На этом и успокоились, пока не начались проблемы подросткового возраста.

Анна Николаевна заметила, что дочка начала перманентно болеть: не успеет ангина пройти, тут же ОРЗ, бронхит, потом аллергия на лекарства, давление поднялось и держится и прочее, и прочее... Так проболела она с середины первой и до середины второй четверти 7 класса. И тут приходит со слезами: «Я больше в эту школу не пойду».

Что произошло дальше - в это трудно поверить. Девочка во сне бредила, повторяя имя учительницы. Мать с ужасом обнаружила это и еле-еле добилась, в чем дело. Оказалось, что после болезни Катя не смогла написать контрольную работу по алгебре, а на дополнительной контрольной учительница перед всем классом заметила: «Ты всё болеешь? Сделай мне к Новому году подарок: забери свои документы из школы!» А в дневнике записала: «Родители вызываются в школу!»

Три часа беседовала с педагогом мама, объясняя, что дочь не написала контрольную не потому, что ничего не знала (она во время болезни занималась с родителями), а просто честно и безуспешно сидела над первым примером, в атмосфере агрессии и злобы. Пояснила, что дочка вообще отказывается ходить в школу, потому что ей страшно и непонятно, чем она провинилась, почему её гонит учитель? По словам педагога, вовсе не этой девочке было адресовано «забери свои документы...», а другой, которая во время этого урока без стука вошла и на замечание учителя выругалась матом. «Вы себе не представляете, - жаловалась пожилая учительница, - какие они теперь, и девочки, и мальчики: не стесняются ни учителя, ни школы. Выражаются, стыдно сказать вслух, как, курят прямо в школьном туалете, могут принести на дискотеку в школу пиво и еще чего-нибудь покрепче. Да что там говорить, шестиклассницы устроили жестокую драку на школьном дворе, а семиклассники снимали это на свои мобильные телефоны и подзадоривали вместо того, чтобы разнять, сообщить в школу...»

- Но какое отношение всё это имеет к моей дочери? Чем она провинилась? - пыталась выяснить мама.

- Ничего плохого про неё не могу сказать, только то, что пропустила много по болезни, - пояснила обескураженная классная дама, - но здесь ей, честно говоря, не место. Вы бы на домашнее обучение перевелись, что ли!

Кого и чему, позвольте спросить, школа намерена учить? Если для подростка ненормативная лексика - обычный способ выражать свои мысли и чувства, кто в этом повинен? Прежде всего - семья и школа. Надо полагать, что родители уделяют мало внимания воспитанию нравственности, а школа, что называется, «льет воду на эту же мельницу». Как? Например, все классы этой средней школы в сопровождении учителей ходили в 2005 году на фильм под названием «Придурки из (не ручаюсь за точность написания, кажется) Хабборта». При этом учителя не посчитали нужным поставить в известность родителей («а что здесь такого, сеанс-то утренний»), на просмотр какого именно фильма идут школьники. Вряд ли «Придурки» - удачная идея для культпросвета школьников. На кого пенять, если такие уроки  воспринимаются буквально? При этом билеты в кино оплачиваются родителями, а работа классного руководителя (в данном случае, сопровождение на «Придурков...») - из госбюджета.

Случайно узнавшая о фильме Анна Николаевна выразила недоумение, однако услышала в ответ, что обычно родителей абсолютно не интересует содержание образования, в том числе и внеклассной работы, "их волнует только то, что касается «денег на нужды школы»". (Это, конечно, уловка: родителей просто никто ни во что не ставит!) На предложение родительницы пойти на экскурсию в Кремль, например, (бесплатно, в сопровождении квалифицированного историка-экскурсовода, которая сейчас на пенсии, но согласилась помочь в такой экстренной ситуации), было сказано: плохая погода, дети могут простудиться, за что "родители спросят с классного руководителя". (Подтекст: раз не выражают интереса родители, то будем поступать как нам удобно : кинотеатр близко, билеты на утренний сеанс - не дороги, из зала никуда не денешься до окончания сеанса и при плохой погоде - не простудишься.)

Разговор родительницы и учительницы шел под шум новогодней дискотеки. Впрочем, грохот, хохот, крики - всё было в рамках «дозволенного», ведь в школе по случаю дискотеки присутствовало несколько милиционеров и несколько охранников. Жалкое зрелище - «детки в клетке» резвятся под милицейским конвоем. Невольно вспоминается стихотворение С.Маршака о зоопарке «Детки в клетке»: «...Эй, не стойте слишком близко: я тигрёнок, а не киска...»

А что педагоги - «ведущие детей», чем они заняты? Они работают, «присматривая» за этим «буйством цветов жизни», чтобы не передрались, если обкурятся или напьются, и за эту работу все (и учителя, и милиция, и охранники) получают деньги. Что могут делать подростки в школе, когда учителей младших классов в категорической форме обязывают во время урока дать возможность выступить менеджеру по рекламе продукции иностранной кондитерской фирмы, а эта фирма в своих буклетах размещает рекламу скандально известного «детского» непристойного журнала «Cool girl»? Вы представляете, что могут себе позволить в такой ситуации подростки?

Со страниц этого рекламного буклета «детский» журнал призывает школьников присылать фотографии своих друзей для размещения в непристойном журнале и сулит в подарок дорогостоящие призы. Может быть, администрация школы не в курсе, что публикует «Cool girl»? Возможно, но тогда это - преступное равнодушие. Ведь буклеты-то раздавались по всей школе, а завуч по социальной работе - молодой перспективный педагог, преподаватель ОБЖ («Основ безопасности и жизнедеятельности»), «Граждановедения» и «Музыки» - следила, чтобы никакой учитель не посмел отказаться от этой услуги, не посмел обделить свой класс рекламой печенья (с начинкой непристойности). Вы представляете, что можно после такого воспитания ожидать от подростков? Что они могут себе позволить? Завуч по социальной работе считает, что лучше других знает, что нужно для социализации школьников и воспитания гражданина России. По её словам, «дети должны сами сделать выбор, попробовав и узнав всё, нельзя их лишать никакой общедоступной информации, чтобы дети не чувствовали себя ущербными, ведь это - светская школа». Главный же аргумент: «По телевизору еще не такое показывают!» Вот такая гражданская позиция учителя граждановедения и основ безопасности и жизнедеятельности.

На наших глазах детей предают и продают. И не надо думать, что здесь замешаны сплошь учителя-вредители и монстры-родители, большинство поступают так от бессилия, недомыслия и преступного равнодушия. Нет смысла называть в этой публикации фамилии педагогов, не одна отдельно взятая школа грешит описанными выше методами воспитания. Здесь всё гораздо сложнее. Дело в том, что сегодня вообще остается открытым вопрос о содержательной части образования и воспитания.

Я начала свой материал с того, что ко мне за помощью обратилась мать девочки-подростка. Чем же можно помочь? Когда речь идет о конкретных происшествиях, то надо не откладывать - писать в вышестоящие организации, нет реакции - в суд, делать гласными подобные факты на родительских собраниях, можно обратиться за юридической помощью в НП "Родительский комитет". Но первое, что надо сделать - это постараться "достучаться" до тех, кому государство доверило «вести наших детей» к знаниям - педагогам. Поэтому я предложила для школы материалы, которые распространяет ПМПЦ «Жизнь». А еще решила написать об этом в номере, посвященном проблемам подросткового возраста. Надеюсь, что мы вместе сможем хоть в чем-то изменить ситуацию не только в этой школе. Мы, в том числе те, кто работает над выпуском журнала «Вестник - Жизнь».

Побежит ли наше образование, «задрав штаны», за псевдокультурой Запада или все-таки обратится к своей многовековой великой культуре, которая стоит на фундаменте Православия и лучших традиций классической культуры мира? И это тоже зависит от каждого из нас: если мы не будет смотреть  безобразные телепередачи, то у них, что называется, не будет рейтинга, их не так охотно станут финансировать рекламодатели; если не будем покупать продукт (в том числе фильмы, журналы, которые себя называют детскими, являясь опасными для детей), то его трудно станет производить (хотя, конечно, для пропаганды всегда находились средства!)

Целый год в нескольких регионах страны проходили уроки Основ Православной культуры, некоторые регионы включили этот предмет в свой региональный компонент. Что дал этот традиционный подход? Об этом мало сообщают общедоступные СМИ. В мае пройдут несколько важных мероприятий: круглые столы, конференции, посвященные этой проблеме. Мы сможем рассказать о них в следующих номерах журнала. Если говорить о Западе, то и там есть сторонники Православной традиции. Хотелось бы привести слова одного из них, на мой взгляд, очень актуальные.

 

ПРОТИВ ИСКУШЕНИЯ МИРА

Image«В наши дни, если мы пытаемся вести христианскую жизнь, - писал иеромонах Серафим (Роуз), православный монах и известный духовный писатель ХХ века из США, - нам важно осознать, что окружающий мир стремится полностью подчинить себе нашу душу - и в религии (это легко разглядеть в распространенных уродующих душу культах, требующих подчинения самозваному «святому»), и в мирской жизни сегодня человек сталкивается не с отдельными искушениями, а с постоянным состоянием искушения то в виде повсеместной фоновой музыки, то в виде указателей и рекламы на городских улицах. Даже в семье телевидение часто становится тайным домоправителем, диктующим современные ценности, мнения, вкусы.ъ

Повсюду слышится призыв: живи сегодняшним днем, наслаждайся, расслабься, чувствуй себя хорошо. А подтекст другой, более мрачный: забудь о Боге и любой другой жизни, кроме настоящей, изгони из души всякий страх Божий и почитание святынь.

Что же могут сделать родители, чтобы помочь детям устоять против искушения мира?.. Ежедневно мы должны быть готовы преодолевать влияние мира здоровым христианским воспитанием. Все, что ребенок узнает в школе, должно проверяться и исправляться дома. Не надо думать, что то, что дают ему учителя, просто полезно или нейтрально: ведь даже если он и приобретает полезные знания или умения (а большинство современных школ позорно проваливается и в этом), его научат многим неправильным точкам зрения и идеям. Оценка ребенком литературы, музыки, истории, искусства, философии, науки и, конечно, жизни и религии должны в первую очередь идти не от школы, а от дома и Церкви, иначе ребенок получит неверное образование. Родители должны следить, чему учат их детей, и исправлять это дома, придерживаясь откровенной позиции и четко выделяя моральный аспект.

И все же не следует рассматривать окружающий нас мир как всецело плохой. Мы должны быть достаточно рассудительными, чтобы использовать в своих целях все, что есть в нем положительного. Многое из того, что на первый взгляд, не имеет непосредственного отношения к Православию, можно использовать в интересах православного воспитания.

Ребенок, с детства приученный к классической музыке, развившийся под ее влиянием, не подвергается искушениям грубого ритма рока, современной псевдомузыки в той мере, в какой подвергаются им те, кто вырос без музыкального воспитания. Хорошее музыкальное воспитание, по словам оптинских старцев, очищает душу и приготовляет ее к принятию духовных впечатлений.

Ребенок, приученный к хорошей литературе, драме, поэзии, ощутивший ее воздействие на душу, получивший истинное наслаждение, не станет бездумным приверженцем современного телевидения и дешевых романов, которые опустошают душу и уводят ее от христианского пути. Ребенок, который научился видеть красоту классической живописи и скульптуры, не соблазнится легко извращенным современным искусством, не будет тянуться к безвкусным изделиям рекламы и тем более порнографии....Ребенок, который знает кое-что о мировой истории, и особенно о христианской, о том, как люди жили и мыслили, в какие западни они попадали, уклоняясь от Бога и Его заповедей, и какую славную и достойную жизнь они вели, когда были Ему верны, сможет правильно судить о жизни и философии нашего времени и не станет слепо следовать за «учителями» века сего».


«ВОДНЫЙ БАЛАНС» «ЧИСТОЙ ВЛЮБЛЕННОСТИ» 

Что касается мерзостей, которые через школу «впаривают» нашим детям, то буквально в мае этого года в школах Москвы снова раздавали сомнительные подарки в яркой упаковке, слепленные по той же схеме, что и упомянутая выше реклама печенья. Теперь рекламировали предметы личной гигиены - прокладки известной фирмы «Проктер энд Гембл» от «Корпорации девчонок» и минеральную воду «The Coca-Cola Company». («Печенье-то «съели», «проглотят» и прокладки», - именно так думают о наших педагогах, родителях и детях эти «благодетели».) Эти подарочки не только прокладывают «зеленую улицу» своему товару, но, главное, «просвещают» юных получательниц в той области, о которой должна, прежде всего, мать говорить со своей дочерью. В случае, если медики, педагоги, психологи включаются в это просвещение, то тоже, только с уведомления родителей и их согласия на данную информацию.

Важно ведь не только то, что будет сказано - в вопросах личной гигиены нет ничего нового,- гораздо важнее, какую направленность имеет эта информация. Чистота тела - не всегда залог здоровья физического, а вот чистота помыслов и чувств - основа здоровья, и душевного. и духовного, и физического. Не надо быть слепым, чтобы не видеть, что в этой прекрасно оформленной презентации продукции «Olways» известной фирмы «Проктер энд Гембл» - не об одной элементарной опрятности идет речь.

Буклет «Корпорации девчонок» под заманчивым названием «История о великом женском секрете» пестрит персонажами перекочевавшими из скандально известного, и в силу этого прекратившего своё существование «Cool girl». Они научают не останавливаться на гигиенической информации, а призывают стать постоянными потребителями «порнографических» детских журналов (детской эротики быть не может!), а за одно покупать и другие товары, которые могут пригодиться при этом. Какие, не трудно догадаться.

«Чаще улыбайся! Ведь из всех эмоций на большом расстоянии мы замечаем именно улыбку. Увидимся на страничке в «OOPS! », «GERL», «Yes!», «Elle girl (Модный журнал для модных девушек)» - призывает «Корпорация девчонок», перекочевавшая из «Cool girl».

Второй рекламный проспект под названием «Дневник чистой влюбленности» посвящен питьевой воде «BonАqua» и истории любви. Если ребенок (повторяю - ребенок, потому что раздавались эти сомнительные подарочки девочкам 7 класса) еще не знает, как ему следует проводить свое время, здесь подскажут. Понедельник - фитнесс клуб, разминка, бутылочка воды, которую предложил мальчик («Он рассказал мне, что в спортклубе, после нагрузок нужно восстанавливать водный баланс организма», - цитата для тех, кто не знает, для чего нужна вода), а девочка с благодарностью выпила из чужой бутылки; с понедельника по воскресенье отношения между детьми разворачивались «круто»: фотосъемка в лесу «как для глянцевого журнала», диско клуб и танцы, поход в магазины за «сережками, которые подойдут к новому поясу», «два тональника, светлые тени», трехчасовой макияж, кафе и постоянная мысль: надо поддерживать водный баланс в ситуации, когда поднимается температура от быстрых танцев, когда поднимается температура от того, что «Димка наклонился ко мне близко-близко и поцеловал меня в щеку!» и т.д. Словом, «водный баланс» «чистой влюбленности» для девочек 12 лет - как вам это, родители!

Родители, если Вам на глаза попадется эта рекламная продукция (дети могут и не показать привлекательный пакетик с подарочным набором или просто его выбросить), обратите внимание на последние страницы буклета, там дана анкета, заполнив которую ребенок сообщает свои персональные данные и становится «подопытным кроликом» издателей-растлителей по «собственному желанию». Под самой анкетой предлагается поставить подпись под словами: «Настоящим выражаю своё согласие на обработку моих персональных данных, включая передачу моих персональных данных ООО «Проктер энд Гембл» и аффилированным с ним лицам...» (Видимо, от слова «аффильировать», что значит «присоединять».) К слову, оказалось, что в прошлом году в этой же школе была подобная акция, тогда еще шестиклассникам, детям 11-12 лет, читали лекцию «о репродуктивном здоровье», а потом всем девочкам раздали  «Тампаксы» и к ним подобные упомянутым буклеты. Какую лекцию - трудно сказать, так как дочка Анны Николаевны и коробочку с «Тампаксами» выбросили, и тетрадочку, а лекцию просто не слушала. Для неё (как и для большинства девочек из этого класса) ни то, ни другое не представляло никакого практического интереса, а о самом факте «просвещения» она молчала почти год - чувствовала неловкость. На этот случай авторы буклета (все права защищены ООО «Проктер энд Гембл», 2006 г.) увещевают  несмышленышей: «Ты же не яблоко, которое всегда созревает осенью, поэтому время изменений - индивидуально!»

Вы их - в дверь, а они в окно беззастенчиво лезут и смеются над нашими устоями, традициями, образом жизни, издеваются над нашими детьми. До каких пор это будет продолжаться? Возможно, пока мы, и родители, и государство, и общественность не станем играть на том же поле, но в наших интересах, в интересах защиты традиционных семейных ценностей народов России, чтобы наши дети не падали с родословного древа семьи , словно недозрелые яблоки. Ведь это - наши дети, наши учителя, наша школа, наше государство, наша жизнь. Учитывая все эти обстоятельства, наш журнал планирует открыть новую рубрику: «Основы семейной жизни» (в помощь педагогам и родителям). Ждем ваших писем и предложений.

Image
Жара в Москве. Молодежь купаются даже в фонтанах Александровского сада возле Кремля.

P.S. Кстати, по поводу описанной выше ситуации в конкретной школе, родители могут обратиться за юридической помощью в НК "Родительский комитет": http://www.r-komitet.ru, e-mail: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script Почтовый адрес: 127434, г.Москва, а/я 15.

 
« Пред.   След. »