Алла АНДРИАНОВА Митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, председатель отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата Милосеґрдие - одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемая посредством телесных и духовных дел милосердия (милости). На последнем всеобщем Страшном Суде все люди (даже не христиане) будут судиться Богом только по их делам милосердия к прежде окружавшим их нуждавшимся ближним, или по отсутствию у них добрых дел (Мф. 25:31-46). Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5:7) «Различен милования образ и широка заповедь сия», - говорит св.Иоанн Златоуст. Дела милости телесной следующие: питать алчущих, напоить жаждущего, одеть нагого или имеющего недостаток в приличной и необходимой одежде, посетить находящегося в темнице, посещать больных, странника принять в дом и успокоить, погребать умерших в убожестве. Духовные дела милости суть следующие: увещанием обратить грешника от заблуждения пути его ( Мф. 5:20), неведующего научить истине и добру, подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении или не примечаемой им опасности, молиться за него Богу, утешить печального, не воздавать за зло, которое сделали нам другие, от сердца прощать обиды.
ТРАДИЦИИ МИЛОСЕРДИЯ Традиции милосердия складывались в Церкви Христовой столетиями, имея твердое основание в той деятельности, источниками которой являются заповеди Христа Спасителя о любви к Богу и ближним. Первый опыт диаконического служения Древней Церкви запечатлен на страницах Священного Писания: уже в первых христианских общинах формируется система призрения, а у первых христиан имелось ярко выраженное стремление оказывать помощь бедным, дряхлым, хворым и неимущим. Некоторые законы Византийской империи и свидетельства историков позволяют говорить о том, что в христианском государстве, каковым являлась Византия, милосердие считалось особой добродетелью. Оно понималось как готовность подать милостыню убогому, впавшему в несчастье, и как сострадание к увечному. "Если кто попросит тебя дать ему милостыню, подай ее с готовностью и не медля... если это был незнакомец, считай, что это был Христос, и благодари", - наставляет сына византийский христианский мыслитель Кекавмен. Особой добродетелью считалось ухаживать за престарелыми и больными, в том числе и за теми, кто страдал проказой или эпилепсией. При целом ряде константинопольских монастырей существовали странноприимные дома и больницы. Принятие христианства древней Русью в X веке, несомненно, означало шаг вперед в нравственном развитии древнерусского общества. Известно, что до принятия христианства на Руси, где господствовало язычество, связанное с поклонением множеству богов и природных стихий, существовали некоторые нравы и обычаи, несовместимые с идеей милосердия. И хотя в древней Руси отсутствовала смертная казнь, и существовало гуманное отношение к рабам, все же были человеческие жертвоприношения, жены сжигались вместе с умершими мужьями, а мать имела право умертвить новорожденную дочь, если семейство было многочисленным. Русский народ с самых древнейших времен воспринял христианское учение о милосердии как о всеобъемлющей любви к ближнему, как традицию, унаследованную от Церкви Константинопольской и Царствующего Града. Так, обращаясь к князю Владимиру, митрополит Киевский Илларион подчеркивает его милосердие и говорит, что князь исполнил Божественные заповеди: "просящим давал, нагих одевал, жаждущих и алчущих насыщал, болящих утешением всяческим утешал, должников искупал, рабам даруя свободу". В этом святитель Илларион видит реальное воплощение заповедей Христа Спасителя, какое осуществил в своей государственной деятельности святой равноапостольный великий князь Владимир. "И не могу сказать о всей его милости, - продолжает митрополит Илларион. - Не только в дому своем милостыню творил, но и по всему городу, и не в Киеве одном, но по всей земле Русской - и в городах, и в селах - везде милостыню творил - всех милуя, и одевая, и кормя, и напоя". Таким образом, благотворительная деятельность князя Владимира предстает, согласно свидетельству митрополита Иллариона, как образец воплощения христианского идеала милосердия. Надо сказать, что идея милосердия получила в древней Руси широкое распространение. Церковь с самых первых дней своего существования категорически запретила принесение человеческих жертв божествам, ритуальные убийства жен или рабынь после смерти их мужей и господ. Русская традиция милосердия, по мнению видного отечественного историка В. О. Ключевского, во внешнем своем проявлении направлялась преимущественно в одну только сторону: "человеколюбие на деле значило нищелюбие". В то время преобладала личная милостыня, благодаря которой древнерусский благотворитель, "Христолюбец", помышлял лишь о собственном духовном совершенствовании. По утверждению В. О. Ключевского, "нищенство считалось в древней Руси не экономическим бременем для народа, не язвой общественного порядка, а одним из главных средств нравственного воспитания народа, состоящим при Церкви практическим институтом благонравия". В 996 году князем Владимиром учреждаются "богадельни, гостиницы, дома странноприимства, а лекари и все люди увечные... были подсудны одним Епископам". Причем на их содержание была определена "десятина" (от продажи хлеба, скота, судебных пошлин и т.п.). Находясь под влиянием евангельского учения о милосердии, святой князь Владимир в числе первых показывал пример сострадательности к тем, кто нуждается в помощи - к убогим, нищим, сиротам. Вопреки сложившимся в дохристианскую эпоху обычаям и правилам, князь позволял "всякому нищему и убогому" являться на княжий двор, получать еду, а для больных, которые не могли приходить сами, отправлял повозки, груженые хлебом, мясом, рыбой, овощами, медом и квасом . Вслед за святым князем Владимиром активно занимались благотворительной деятельностью и другие князья. В их числе особо отмечают великого князя Ярослава Владимировича, при котором было открыто первое в Новгороде училище для бедных юношей. Но более других "нищелюбием" прославился Владимир Мономах, завещавший своим детям: "всего же паче убогих не забывайте, по сколько вам возможно по силе своей кормите". Русская Православная Церковь с самого начала взяла в свои руки заботу о людях, лишенных средств к существованию. Со времени христианизации Руси до петровских реформ дело "общественного призрения" находилось исключительно в руках Церкви. Дела милосердия и благотворительности были нераздельно закреплены за Церковью еще Уставом князя Владимира. Так, например, в соответствии с данным Уставом наряду с "чернецами и попами", "нищие, слепые и хромые" считались "церковными людьми". В другом же документе - "Правиле о церковных людях" (XIII в.) - перечисляется ряд благотворительных дел, требующих большого количества церковных средств: "...нищих кормление и чад мног, странным прилежание, сиротам и убогим промышление, вдовам пособие, девицам потребы, обидным заступление, в напастях (пожаре и в потопе) поможенье, пленным искупленье, в гладе прекормление, в худобе умирая покровы и гробы"(бесплатные похороны, -от ред.). Отмечая особую роль Русской Православной Церкви в деле единения народа, В. О. Ключевский подчеркивал, что "Церковь на Руси соединяла в одно общество людей разных состояний или во имя цели, или тайного назначения, или во имя чувства сострадания и милосердия". Русская Православная Церковь, структурное формирование которой завершилось в эпоху Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.), создала и свой благотворительный центр, который размещался в стенах Киево-Печерского монастыря. Этот монастырь был известен своим милосердием по отношению к нуждающимся: при нем была бесплатная гостиница для богомольцев, лечебница на 80 кроватей и бесплатная трапезная для бедных странников. По утверждению историков Церкви, преподобный Феодосий, показавший пример "заступничества и благотворения" по отношению к жертвам тогдашнего кривосудия, каждую неделю отправлял воз печеного хлеба в тюрьму заключенным и добивался перед князем их освобождения. Из доклада митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, председателя отдела по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата (на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной церкви 13-16.08.2000 г.) САМЫЕ БЕЗЗАЩИТНЫЕ Сегодня, пожалуй, самыми беззащитными и взывающими к милости оказались дети в утробе своих матерей. О том, что эта проблема станет насущной, в христианской Руси не могли бы и предположить, вопрос этот не поднимался и не рассматривался, о нём не могло быть и речи. Но в «цивилизованном светском государстве» именно защита детей в утробе матери стала одной из самых актуальных, но замалчиваемых проблем. Не всем очевидно то, чего не видно. Туман гедонизма делает слепыми многих. И сокровенная жизнь неродившегося ребёнка сегодня полностью зависит от желания матери принять его существование и дать ему возможность родится, или сделать вид, что ребёнок (пока он не родился) - это всего лишь часть тела матери. Современные женщины часто предают своих крох, не задумываясь, по самым прозаическим, бытовым соображениям, едва заподозрив новую жизнь под собственным сердцем. При виде двух окрашенных полосок в тесте на беременность у многих наших современниц срабатывает «тормоз», как на красный цвет светофора... «Стоп»! Надо срочно принимать меры. Но как бы не назывались эти меры - все они равны убийству. Потому что аборт - это убийство живого, развивающегося ребенка в лоне матери. Часто введенные в заблуждение о сущности той операции, которая именуется прерыванием беременности, родители очень мало задумываются над тем, что такое жизнь и чем грозит умышленное убийство своего собственного нерождённого ребёнка, пусть даже и на законных основаниях и с помощью квалифицированных врачей и препаратов? Только что зародившуюся жизнь человека сегодня не защищает закон (он, в лучшем случае, начинает действовать с 12 недель беременности матери). А как часто люди в нашем цивилизованном обществе называют убийство младенца во чреве вынужденной мерой, необходимостью или даже разумным трезвомыслием? Практически, всегда, когда кажется, что рождение нового человека может принести неудобства уже живущим, ущемит их свободу и комфорт! При этом, убийство неродившегося дитя облекается в различные хитроумные словеса. И вот уже аборт ассоциируется в умах легковерных с «отложенной беременностью» и «планированием семьи»... Но именно аборт разрушает семьи, если не сразу, то со временем, а «отложенная в связи с абортом беременность» часто оказывается уже невозможной никогда, или приносящей другие беды, в том числе, дефекты плода в последующих беременностях. И тогда возникает очередная проблема, что делать с ребёнком, который родился не таким, каким его ожидали родители, а «особенным»? Так, предав на заклание первого младенца, родители часто поступают также и со вторым. Но зародившаяся жизнь бесценна! И только любовь и милосердие может победить этот порочный, разрушительный круг событий, вытекающих одно из другого. |