Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru
Новости Православного медицинского сервера

 

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ТОЧКА ЗРЕНИЯ

ПРОБЛЕМ НЕТ

Священник Алексей ТИМАКОВ

Священник Алексей ТИМАКОВ
Священник Алексий ТИМАКОВ – клирик храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (г. Москва)
Беседу со священником Алексием Тимаковым ведут:

Анна Черкасова - заведующая медицинским сектором Отдела по церковной благотворительности и социального служения Московского Патриархата и Алла Андрианова - главный редактор журнала «Вестник-Жизнь»

В беседе принимает участие врач Александр Сиваков - куратор социальных программ Братства храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких в Гольянове.

Многие ценят молитвенную помощь отца Алексия и духовные наставления, даже сказанные вскользь, вместе с благословением. Ещё большее число людей знают о.Алексия по проницательным проповедям на евангельские темы, которые нередко звучат с амвона храма прпп. Зосимы и Савватия Соловецких, и по лекциям в воскресной школе. Другие имели возможность встретиться с ним лишь на страницах книг, журналов, в телевизионных передачах. Есть и такие, которые идут к о.Алексию за советом врача.

Мы попросили о.Алексия Тимакова рассказать о том, какое место в сегодняшней жизни батюшки занимают его медицинские знания и навыки, и о больничном храме во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона при Центральной клинической больнице РАН.

О.Алексий: Храм при Центральной клинической больнице Академии наук освящен в честь Великомученика и целителя Пантелеимона на Пасхальной неделе 2005 года. Несмотря на то, что эта больница территориально находится в Ясеневе ("Узкое"), на противоположной от Гольянова окраине столицы, храм был приписан именно к Зосимо-Савватиевскому приходу. Оба этих места объединяет род князей Трубецких (и в Гольянове и в Узком когда-то располагались усадьбы этих князей.) В последние годы своей врачебной деятельности я работал в ЦКБ и некоторое время после рукоположения ещё совмещал работу анестезиолога и священническое служение. Но потом всё-таки вынужден был уйти из медицины: сил и времени на полноценную медицинскую деятельность не хватило. По-видимому, ушёл не очень плохо, раз мои коллеги обо мне не забыли. Когда главным врачом ЦКБ стал Николай Гаврилович Гончаров, он попросил меня содействовать открытию храма при клинике. Я в свою очередь познакомил его с о.Владимиром - настоятелем Зосимосавватьевского храма, который с энтузиазмом принялся за создание больничного храма.

Корреспонденты: Приходится ли Вам применять в больничном храме свои познания в области медицины?

О.Ал.: В больнице нет необходимости для этого. Скорее, в Гольяновском храме мне приходится вспоминать кое-что из того, что когда-то учил, с чем сталкивался в медицинской практике, ведь многие знают моё медицинское прошлое и идут за советом. Однако в последнее время я всё-таки действую, как диспетчер: то к одному врачу отправлю, то к другому. У нас на приходе много медиков, да и связи в медицинском сообществе кое-какие у меня сохранились. Слава Богу, коллеги ко мне относятся снисходительно и не отказывают в помощи.

К.:  Как строятся отношения с администрацией медицинского учреждения, на территории которого расположен храм святого великомученика и целителя Пантелеимона?

О.Ал.:  Главный врач - Гончаров Николай Гаврилович имеет полную расположенность к нам, да и половина сотрудников, с которыми мне привелось когда-то здесь работать - тоже, даже атеисты.

Image
Главный врач ЦКБ Николай Гаврилович ГОНЧАРОВ
На первых порах, как я уже говорил, свое священническое служение я совмещал с работой анестезиолога в ЦКБ. И все мои коллеги уже об этом знали. В 1997 году, на Страстной неделе, внезапно на Москву обрушился страшный снегопад, да такой, что по килограмму на квадратный сантиметр за ночь намело. Словом, всю ночь мело, всю апрельскую Москву занесло. Но я на это не сильно обращал внимание - дежурил. А Лев Моисеевич (коллега-атеист) только что с улицы, заступает на смену. Входит он в ординаторскую и подтрунивает надо мной:  "И за что это Господь Бог прогневался на нас? " "А что, собственно говоря, случилось?" - интересуюсь я.  "Да как же, вон сколько снегу!" - объясняет мой собеседник. "Да и слава Тебе, Господи! Как чисто-то!" - удивляюсь я его недоумению. "Да нет. Не всё так просто: машины бьются, аварии, травмы!" - не унимается он. "Ну, если так - вынужден был согласиться я, - то и моих грехов вполне достаточно!" "Ах, значит, это ты виноват?" - слегка торжествуя, позлорадствовал он. "Безусловно!" - вынужден был повторно согласиться я. "Но если моих грехов достаточно для стихийного бедствия, то наших с Вами, Лев Моисеевич, вполне хватит для вселенской катастрофы. И это приводит меня к иной постановке вопроса: не за что Господь прогневался, а как Он нас ещё терпит". 

А потом как-то мы ещё и о житейских трудностях поговорили, а я дай и скажи: "В жизни, Лев Моисеевич, проблем нет. Они начинаются потом". И этот врач-атеист всё принял настолько близко к сердцу, что замахал на меня руками и быстренько ретировался - слишком трудно для него принять такое решение вопроса о смысле жизни.

К.: Расскажите о группе "Милосердие", которая существует при приходе Зосимы и Савватия.

О.Ал.: Эту группу курирует хирург одной из поликлиник Гольянова - Константин Титов, ему помогает психиатр Анна Брацун, Михаил Жуков, есть и ещё помощники. В группу "Милосердие" входят врачи и медицинские работники самых разных специальностей, работающие в государственных клиниках и поликлиниках Москвы. Все они наши прихожане, все окончили трёхгодичную воскресную школу или курсы "Введение в Православие". Наши врачи бесплатно проводят лекции и практические занятия по основам первой доврачебной медицинской помощи, рассказывают о новых препаратах, профилактических мероприятиях - медицинский ликбез для всех желающих.

К.: Кто приходит на эти занятия?

О.Ал.: Как правило, жители района Гольяново, наши прихожане или даже просто "захожане" - все, кому это интересно и нужно. Объявления о лектории были расклеены по всему району, опубликованы в православных СМИ, на нашем сайте. Всего в группе занимаются до 20 человек одновременно, некоторые - все три года. Занятия проходят каждое воскресенье.

К.: Оказывают ли врачи группы "Милосердие" профессиональную врачебную помощь при храме?

О.Ал.: Все они - врачи действующие и сейчас работают по своей специальности в государственных клиниках и поликлиниках, а также в медицинских центрах. Они не только помогают освоить азы первой доврачебной помощи, но, по возможности, проводят консультации, подсказывают, к кому обратиться за конкретной помощью в конкретном случае, куда попросить направление у своего лечащего врача. Я достаточно часто присылаю к ним на консультацию "недугующих и страждущих", особенно сильно загружаю Анну Леонардовну и Константина Сергеевича, так что мне их даже жалко.

К.: 2009 год объявлен в Москве Годом равных возможностей, т.е. временем особого внимания к инвалидам. Расскажите о той работе, которая ведется с помощью храма в этой области.

О.Ал.: Я знаю, что такая работа в храме есть, и ведется она по инициативе и милосердию Дмитрия Александровича Здраевского. У Дмитрия Александровича - ребёнок-инвалид, страдающий ДЦП. Сам он - человек обеспеченный - спонсор нашего храма, предприятие, которое он возглавляет - завод ЭЗОИС - находится в Гольянове и участвует с самого начала в восстановлении храма и строительстве приходского культурно-просветительского Центра. Врождённую болезнь своей дочери Дмитрий Александрович воспринял остро и деятельно. Он анализировал систему реабилитации и социализации детей-инвалидов разных стран. У его семьи есть возможности выбирать, где и как обучать и развивать своего ребёнка.

Однако Дмитрий Александрович хорошо понимает, что не каждая российская семья, где есть дети-инвалиды, способна обеспечить им мало-мальски достойные условия развития, поэтому и предложил о.Владимиру организовать при храме социально-просветительский Центр для детей с ограниченными возможностями и выделил средства на работу этого Центра и для оплаты труда педагогов и воспитателей.

Я же сам непосредственно в этой работе не участвую, лучше об этом могут рассказать преподаватели, непосредственно занимающиеся с детьми, а также куратор социальных программ Братства храма прпп. Зосимы и Савватия Александр Евгеньевич Сиваков - врач по профессии. Кстати, Александр Евгеньевич сейчас здесь, он проводит занятия с детьми. Давайте попросим его самого присоединиться к нашему разговору и рассказать о работе Центра.

Image
Александр Евгеньевич СИВАКОВ - куратор социальных программ Братства храма прпп. Зосимы и Савватия
Александр Сиваков: В основу нашей деятельности положена социализация детей с ограниченными возможностями. Во всём мире эту идею называют «комплекс программ независимой жизни». Главная задача этих программ - побуждение к социальной активности детей и подростков, которые традиционно воспринимаются обществом лишь как больные и нуждающиеся в милосердии. На наш взгляд, проблемы семей, где есть такие дети, нужно решать комплексно: прежде всего, поддержать семейное окружение ребенка; потом - помочь в обучении навыкам независимой жизни, и всё это должно привести к осознанному формированию стремления к профессиональному самоопределению и активной жизненной позиции.

В настоящее время в Храме около 30 детей с ограниченными возможностями охвачены Программой социальной адаптации. Занятия ведутся по индивидуальному плану на дому, а также в кружках и студиях при нашем храме. Дети рисуют, лепят, вяжут, вышивают, играют на музыкальных инструментах, занимаются оригами и оздоровительной гимнастикой (насколько позволяют помещения культурно-просвети-тельского Центра). Пока своего физкультурного зала и тренажеров у нас нет - просто негде их поставить.

Социальная адаптация детей проходит при подготовке праздников и во время их проведения (при посильном участии каждого нашего подопечного). Этому служат также экскурсии в музеи, на выставки, концерты, занятия на ипподроме под Сергиевым Посадом (иппотерапия). Для детей в сопровождении родителей были организованы паломнические и экскурсионные поездки по Москве и Санкт-Петербургу. Планируется поездка по Золотому Кольцу.

Мы не в состоянии охватить всех детей-инвалидов района Гольяново, их более 500. Но уже договорились, что в ближайшее время в Управе района будет рассмотрен депутатский запрос "О включении в Проект II-ой очереди реконструкции микрорайона Калошино строительства социально-досугового Центра".

Еще один пример социального служения храма: по благословению настоятеля с этого года началось сотрудничество с государственным учреждением здравоохранения "Детский санаторий № 9 У.З. ВАО". Здесь при помощи храма оформлен интерьер и оснащен тренажерами лечебно-физкультурный кабинет.

По оценкам преподавателей и родителей, чьи дети-инвалиды занимаются при храме, свои достижения отмечены у каждого. Но, пожалуй, самый яркий пример трудолюбия и мужества - Надежда А. (инвалид с рождения) и ее мама. Вопреки прогнозам врачей, Надюша с серебряной медалью окончила общеобразовательную школу и стала студенткой психологического факультета. За 6 лет индивидуальных занятий на дому с нашими преподавателями она освоила живопись, художественную лепку, рукоделие. И даже участвует в выставках. Надя выбрала такую профессию, с помощью которой у неё есть шанс решить не только свои проблемы, но и помогать другим, даже собственным примером.

Мы не оставляем без внимания и наших одиноких пожилых прихожан. По давно сложившейся традиции помогаем им приходить в храм, участвовать в Таинствах Церкви. Навещаем наших бабушек и дедушек на дому. На Рождество всем разносим подарки от храма, к Пасхе - куличи.

К.: Отец Алексий, есть ли у Вас пример того, как взрослый человек с ограниченными возможностями, обращаясь к Богу, обретает и поддержку прихода?

О.Ал.: Примеров достаточно много, хотя бы наша Лолита (в крещении Елизавета). У этой девушки, судя по всему, трисомия XXI хромосомы. Несмотря на это, она смогла стать активной участницей жизни прихода. Или одарённый поэт, музыкант Александр Андриянов.

К.: Что Вы можете рассказать об Александре Андриянове?

О.Ал.: Это замечательный человек окончил один из самых престижных технических ВУЗов и работал в области электроники, но в душе оставался всегда художником. В молодости Александр Андриянов прошёл школу авторской песни: приятный и сильный голос, собственные песни на свои стихи, виртуозное исполнение классики на 7-струнной гитаре, помноженное на собственное обаяние - всё это всегда складывалось в образ незаурядной личности. Так что, по словам Натальи, супруги Александра, она влюбилась в Сашу "с первого звука". Потом они вместе стали репетировать, поженились. У Александра уже тогда были серьезные проблемы с опорно-двигательным аппаратом, и скоро его болезнь начала давать о себе знать в полную силу.

Страдания многих приводят к Богу.

Александр даже пел на клиросе и регентовал в открывающихся один за другим храмах Преображенского благочиния - тех, что поближе к дому. Потом Наташа поступила в нашу взрослую воскресную школу и окончила её. Это был самый первый и самый сильный курс. Пока позволяли Сашины силы, супруги часто посещали наш храм.

В настоящее время Александру удается с трудом даже просто говорить, а если и выбирается он из дома, то чуть ли не с подъемным краном - поклонники его таланта подарили ему специальное устройство. Он обездвижен, однако до последнего времени работал при помощи компьютера: писал стихи, музыку, даже сделал несколько замечательных фильмов, в которых звучат его произведения. Александру во всём помогает его супруга. Крайне редко они вместе выбираются в ближайший храм. Но обычно кто-то из священников приходит в их дом, чтобы причастить Александра. Я сам несколько раз причащал его, но духовником его является о.Игорь Коньков, ранее служивший в нашем храме.

На нашем приходе об Александре не забыли, на поэтических вечерах читают его стихи, в книжной лавке при нашем храме можно найти его книги. Есть среди наших прихожан те, кто постоянно общается с Александром.

Это общение особенно дорого обездвиженному человеку. Артём Тропкин, выпускник ВГИКа, стал оператором документального фильма "Благодарение". Идея этого фильма принадлежит самому Александру Андриянову, им написан сценарий, сам он монтировал отснятый материал, он же и звукорежиссер. В этом фильме использованы стихи автора, а в других его фильмах - и собственная музыка. Фильм "Благодарение" был представлен и отмечен на нескольких кинофестивалях. Кинофестиваль "Сретение" признал его лучшим и отдал одно из первых мест. К сожалению, авторские права на этот фильм принадлежат не ему... В "Благодарении" говорится о том, что Бог дает силы человеку даже в самых тяжелых испытаниях и позволяет ему не только сохранить в себе образ Божий, но и приумножать дары, если человек научается благодарить Господа за всё.

ImageИ в этом благодарении Александр обращает свой взор к Пимену Печерскому Многоболезненному - святому древней Киевской Руси (1110 г.) Одним из самых проникновенных произведений Александра Андриянова стал написанный в стихотворной форме Акафист этому святому.

К.:  Медики иногда чувствуют себя как боги, и люди, нуждающиеся во врачебной помощи, подливают масла в огонь этой гордыни. Что Вы думаете по этому поводу?

О.Ал.: Нормальные врачи никогда не гордятся. В книге "Чудо рядом с нами" я описал реплику одного очень опытного реаниматолога другому при смене дежурства: "Слушай, Павлик, я уже этой реанимацией так сильно наелся, но до сих пор не могу понять две простые вещи: отчего люди умирают и почему они выживают?" Другой замечательный доктор, заведующая реанимацией 15 больницы, Ирина Евгеньевна Гридчик в частной беседе по поводу исхода тяжелейшей патологии - панкреанекроза - сказала очень просто: "Пятьдесят на пятьдесят: 50% от врачей, 50% от Бога" - и в этой фразе звучит парадоксальная богословская мысль: дело нашего спасения есть дело Богочеловеческое; в Ветхом Завете это было выражено пониманием: всё от Бога, но всё и от человека.  Настоящий врач знает предел своих возможностей. Он знает, что делает всё, что может и умеет, но почему получается тот или иной исход, по-настоящему знать не может никто.

К.: Как профессиональное знание в области медицины приводит к Богу?

О.Ал.: Очень много врачей верующих, искренне верующих, воцерковленных людей, их гораздо больше, чем неверующих. Почему? Возможно, потому, что врачи соприкасаются со страданиями. Страдания заставляют думать о смысле жизни. Вопрос о смысле жизни неминуемо приводит к факту бытия Божия. Если есть Бог, то есть смысл в жизни, и если нет смысла в жизни, то нет и Бога. Фильм "Всё остаётся людям" - слишком слаб...

К.: Расскажите о себе. Как врач стал священником? И как священник не перестает быть врачом?

О.Ал.: Конечно, по большому счёту, я не врач. Я уже говорил, что сейчас, скорее, выполняю диспетчерские функции. Да и в бытность свою в медицине часто шутил, что я не врач, а анестезиолог. Ну, действительно, что анестезиолог-реаниматолог может лечить? - только смерть, если получится. Врач - это тот, кто вместе с больным болеет и умирает. Таким был мой учитель в медицине, Константин Михайлович Иванов. Про начало своей врачебной деятельности он так и говорил: "Я, считай, ложился в постель к больному и болел с ним" - но он и «сгорел» в пятьдесят четыре года от болезни, от которой всех и лечил, - от инфаркта. Настоящий врач чувствует боль другого. Но таких врачей очень мало, единицы. В большинстве же своём - мы, скорее, люди, которые имеют медицинское образование и знают, в общем, что и как применить, с кем посоветоваться. Я же, по большей части, знаю, к кому, кто умнее меня, послать больного. Главное - сделать это вовремя. И это у меня, наверное, ещё до конца не умерло. Надеюсь, что и не умрёт.

Image
Перед причастием
Как я стал священником? Этот вопрос с моих детских лет никогда не снимался. К моменту моего окончания школы старший брат, Валентин, служил в армии. А я по настоятельному совету матери подал документы в Мединститут. Если бы не прошёл, то, наверное, также оказался бы в армии, а потом - в семинарии. Но вступительные экзамены сдал удачно, с интересом учился, потом с удовольствием работал на "Скорой помощи" и в больницах. И ничуть не жалею. Медицина - удивительная школа жизни, она даёт опыт, развивает интуицию, учит переживанию. Кроме того, с врачом больные любят поговорить о жизни. Да и коллеги не чужды в беседах касаться вечных вопросов. Вот темы этих разговоров и легли в основу моих первых публикаций. Очень многому я научился от них, очень многое понял в нецерковном и даже атеистическом сознании. Для многих это выстрадано. Многие менялись на моих глазах. Многих Господь вразумлял и открывал им тайны божественной жизни. Для меня это бесценный опыт.

К.:  Как Вы относитесь к родам на дому?

О.Ал.: Лично я - плохо. Моя однокурсница, естественно, сама с высшим медицинским образованием, вот так попробовала рожать, и её еле спасли от профузного кровотечения. Конечно, сейчас женщины рожают на дому не без помощи повитух. Организована целая система. В православной среде она пользуется особой популярностью, мол, всё по природе, как Богом установлено, как рожали на Руси двести лет назад. Одна из таких домашних акушерок мне говорила о том, что кресло роженицы, кровать Эрисмана - страшно неудобная штука, по сравнению с домашней кроватью - ложе пыток. Судить мне трудно - я же ни разу не рожал, однако я не думаю, что великий врач Эрисман был дураком, и очевидно неспроста он придумал специальное кресло, приспособленное для родов.

Нельзя забывать и того, что мы не столь крепки, как те люди, которые жили двести лет назад. Наши женщины - не те, что некогда рожали в поле, отгрызали зубами пуповину, заворачивали ребёнка в тряпку, клали свёрток под ракиту и шли дальше косить. Сейчас люди хлипкие. Да и условий, как на высокотехнологичном Западе, у нас нет: нет под дверью домашней роженицы пожарных и полицейских, обученных для оказания первого добротного медицинского пособия, в машинах которых достаточно необходимого медицинского оборудования и обученного пользоваться им персонала, которые за 5-7 минут могут домчать мамочку с ребенком в стационар.

Как бы мы не ругали нашу медицину, но каких младенцев вытягивают сейчас - XIX веку и не снилось! И не стоит забывать, что детская смертность и смертность в родах  в те времена были ой как высоки. Согласиться на домашнее родовое пособие означает дать зелёный свет избирательной элиминации эволюции - выживать будут наиболее приспособленные. Наверно, роды на дому допустимы для очень здоровых женщин и очень крепких младенцев, но где их взять? До тех пор, пока всё идёт хорошо - всё хорошо, но случись нечто непредвиденное - и времени, чтобы это поправить, не хватит.

Конечно, я понимаю, что и в государственной больнице люди погибают, бывает необъяснимая, преступная халатность, которой не должно быть, потому что её не должно быть никогда. Но одно дело - моя халатность, когда я позволяю своей жене оказаться в беспомощной ситуации, а другое дело - халатность тех, которые не подпадают под меру моей ответственности. Случись что, и сам себе не найдёшь оправдания. Правда, в нашем храме служит священник, трое его младших детей родились дома.

Вольному - воля.

Image
Фасад храма при ЦКБ. Ясенево, г.Москва
Вместо заключения

5 мая с.г. «во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 50-летием» священник Алексий Тимаков был награжден Орденом Русской Православной Церкви святого благоверного князя Даниила Московского III степени.

 
« Пред.   След. »