АБРАМЕНКОВА Вера Васильевна доктор психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета Каждому педагогу известно большое воспитательное значение праздников вообще и школьных праздников в особенности, способствующих единению детско-взрослого школьного сообщества, проявлению радостных чувств и переживаний. К сожалению, сегодня оказались утрачены традиции организации и проведения подобных мероприятий. Отсюда закономерно появление инокультурных чужеродных нововведений, подобных «дню святого Валентина», не имеющему ничего общего ни с нравственностью Христианства, ни со святостью, ни с моральными представлениями и традициями народов России.
В ХХ веке праздник от года в год становится все заметнее. Он стал напоминать о себе с концертных афиш, телевизионных программ. В России стали отмечать праздник с 1990-ых годов, прежде всего в школах с углубленным изучением английского языка, якобы для погружения в традиции и культуру англоязычных стран. Подхватили эту волну и школы, в которых традиционным считалось устраивать чаепитие (по типу «Огоньков»), а теперь стало традицией писать послания-валентинки , признаваться в любви учителям и сверстникам. Подростковые журналы, например, такие как «Yes!», «Браво», «Cool» и подобные давно облюбовали этот праздник в своих статьях, которые дают советы о написании лучших любовных писем и рассказывают о несчастной любви двенадцатилетних подростков, под марку «святого Валентина» публикуют неприличные фото и эротические лав-стори. По интернет-опросу из 320 опрошенных девушек в России 53,75% (172) обязатально будут отмечать День святого Валентина, 18,44% (59) пока не знают, и 27,81% ( 89) категорически отказались. Исследование отношения школьников к проведению Дня св.Валентина Возникают естественные вопросы: Каково воспитательное значение так наз. «Дня св.Валентина» для школьников? Действительно ли праздник способствует: Формированию у школьников 5-11 классов адекватной половой идентичности, полоролевых образцов поведения - мужественности и женственности? Формированию семейных установок на создание в будущем собственной семьи, основанной на любви? Были проведены исследования отношения школьников к празднованию дня св. Валентина и влиянию его на формирование семейных ориентаций и представлений о будущей семье подростка. Описание результатов День Святого Валентина, а конкретно, его празднование в современной школе интересует нас, с точки зрения его влияния на становление полоролевой идентичности детей. Вначале мы хотели бы осветить психологические механизмы и важнейшие институты половой социализации. Психосексуальное (половозрастное) развитие - результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определённую половую роль, правила и образцы поведения, обусловленного половой принадлежностью. Решающее значение здесь имеют социальные факторы: социокультурные аспекты сознания, структура деятельности индивида, его взаимоотношения со значимыми другими, духовно-нравственное развитие ребенка, нормы половой морали, нормативное определение супружеских ролей в семье и т. д. Кроме этого, психосексуальное развитие - один из аспектов онтогенеза. Было проведено исследование (опрос) среди учащихся 6, 7, 8, 9, 10 классов с целью выяснить отношение школьников к празднованию Дня Святого Валентина в школе, а также определить, какую функцию, по мнению детей, несёт, данный праздник в обществе (а конкретно - в школе). Была создана анкета для учащихся, включающая 5 вопросов. Вопросы: 1) Что это за праздник, День св. Валентина? 2) Как вы относитесь к празднованию Дня св. Валентина в школе? Почему? 3) Связан ли этот праздник с семьёй и отношениями между мужчиной и женщиной в семье? Почему? 4) Приходилось ли тебе задумываться о собственной будущей семье? Почему? 5) Что, по вашему мнению, надо сделать, чтобы в будущем в нашей стране уменьшилось число разводов, повысилась рождаемость, решить проблему беспризорности? Анализируя полученные данные, мы можем заключить, что в большинстве своём дети полагают, что данный праздник нужен в школе. Подавляющее большинство объясняют это тем, что ещё один праздник в школе среди серых будней не помешает. Что касается связи Дня св. Валентина с семьёй и отношениями между мужчиной и женщиной в браке, то здесь мнения разделились. Большая часть детей (55%) считает, что связь есть, аргументируя свою позицию тем, что «это день всех влюблённых, а что за семья без любви?» Оставшаяся часть опрошенных отвечает, что никакой связи нет, приводя тот же аргумент, что и предыдущие, но в противоположном значении: «это день всех влюблённых, при чём же тут семья?». При этом знаменательно, что от 6 к 10 классу увеличивается количество приверженцев празднования с 70 % до почти 90%. И противоположно этому с возрастом снижается количество детей, усматривающих связь любви (влюбленности) и брака с 71 % до 54%. Отсюда можно сказать, что с возрастом растут воззрения на брак, как на союз, в основании которого не лежит любовь (а что же тогда?). Циничное противопоставление брака и любви достигает своего апогея у девятиклассников: лишь 35% подростков считают, что день Валентина как воплощение влюбленности, любви связан с браком, семьей как их проявление. Любовь и брак (семья) Чётко прослеживается позиция детей по отношению к семье и семейной жизни: один из учащихся (старших классов) написал, что «там, где появляется любовь, заканчивается старая семья и начинается новая». Мы видим странную картину: половина детей склонна отделять друг от друга понятия любовь и брак, вероятно, это можно объяснить их собственным опытом семейной жизни в родительской семье. Так же разделились опрошенные и в ответе на вопрос приходилось ли задумываться о собственной будущей семье: половина ребят, отвечая, что не приходилось, объясняли это тем, что им ещё рано думать об этом. Интересно, что так же обосновывали свой ответ и те, кто определил своё отношение к празднику как отрицательное. Достижение взрослых: у юного поколения выражен приоритет легких ни к чему не обязывающих отношений «игры в любовь» и отрицание любви семейной, которую надо заслужить, вырастить. Возвращаясь к празднованию дня св. Валентина, можно отметить ещё несколько интересных фактов: большинство отправляемых валентинок не имеют обратного адреса. Получатель, за редким исключением, не знает кто отправитель. Любовное послание теряет свой первоначальный смысл. Мальчики и девочки радуются получаемым валентинкам, но не как признаниям в любви (хотя, конечно, большинство старшеклассников хотят получить письмо от кого-то определённого), а как доказательству того, что они являются объектом чьей-то симпатии. Конвертики гордо складываются их получателями на уголке парты, дабы все видели. Таким образом, мы наблюдаем своеобразную общешкольную социометрию по критерию привлекательности для противоположного пола. День всех Влюблённых в школе проходит в весёлой и несколько тревожной атмосфере дружеского соревнования, в основном среди девочек, мальчики почему-то принимают менее активное участие в празднике. Кроме того, нужно отметить, что данный праздник в условиях школы актуален не для всех детей. По результатам исследования он интересен и важен лишь для старшеклассников, и то не для всех. Ученики 6 и 7 классов в анкетах отвечают, что, ещё не задумывались на эту тему, потому что ещё рано. Таким образом, день св. Валентина при адекватном его устроении отвечает в целом потребности в празднике, в романтических отношениях подростков, тренинг выражения положительных дружественных чувств - любовь и дружество (по принципу: «Давайте говорить друг другу комплименты!»). Но при этом: примитивизация чувств подростка, нездоровый азарт (соревнование в количестве посланий), отсутствие возрастного ценза, навязывание не свойственных (невостребованных) возрасту и полу форм поведения. Чтобы не пасть лицом в грязь перед одноклассниками в случае отсутствия писем-валентинок к себе, подростки придумывают и пишут письма самим себе. В этот день можно не раз увидеть плачущую девчушку, не получившую ни одного послания. СПРАВКА. Исследования ученых показали, что влияние эротизированных материалов (вербальных и визуальных) и порнографии на детскую аудиторию ведет к снижению контроля индивида по отношению к собственной сексуальной активности, к росту неконтролируемых, в том числе девиантных форм сексуального поведения вообще, к возрастанию преступности, к психопатологическим проявлениям. При получении подростком информации о формах сексуальной активности происходит процесс научения, имеющий своим результатом восприятие детьми сексуально активного поведения (как мальчиков, так и девочек), осуждаемого традиционной нравственностью. Провоцирующую роль в этих деструктивных явлениях играет распространение порнографии в средствах массовой информации, эротизация изданий, рассчитанных на детскую аудиторию, активные попытки интеграции полового просвещения в школьные предметы, в том числе в «Основы безопасности жизнедеятельности», так и зрелищных мероприятий и празднеств. Пубертатный (подростковый) период - период полового созревания, связан в особой потребностью ребенка - потребностью в дополнении с другим - сверстником, в выходе из своей замкнутости, поиске другого существа, как бы дополняющего Я подростка, причем потребность в сближении с другим Я носит прежде всего и преимущественно-психологический характер. Интерес к противоположному полу у ребенка обусловлен данной потребностью и определенным образом идеализирован. Романтические отношения между мальчиком и девочкой в этом возрасте необходимы для формирования личностных характеристик, утверждения собственной половой идентичности, нормальных половых/ сексуальных отношений в будущей взрослой жизни. По мнению многих исследователей детства, идеальная романтическая любовь в переходном возрасте не должна быть разрушена сексуальностью, чтобы не повлиять негативно на развитие личности юного человека. Сексуализируя детское сознание, дезориентируя ребенка в становлении его половой идентичности, взрослые крадут у него ощущение его уникальности как мальчика или девочки, лишают его в будущем полноценных любовных переживаний - в том числе и сексуальных, формируют анти-семейные и анти-родительские установки. |