Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
«ДВИЖЕНИЕ: «ЗА ЖИЗНЬ»

В ВЕРЕ ВАША СИЛА

30 сентября Православная Церковь чтит память святых мучениц, имена которых живут в сердце каждого человека — это сестры Вера, Надежда, Любовь и мать их София. Все они свидетельствовали о триедином и истинном Боге и Спасителе рода людского Сыне Божием Иисусе Христе. За это приняли мученическую смерть маленькие девочки и их мудрая мать, которая не прятала от дочерей ради беспечной жизни истины.

День памяти православных святых — это день конца их земной жизни, но это праздник, потому что для жизни вечной они не умерли, а пребывают во славе. Сама их смерть стала залогом вечной жизни, потому что приводит к вере в Единого Бога, к надежде на спасение и открывает в сердце любовь, приносящую мудрость. Все мы, празднующие эти дни в Церкви, становимся как бы причастны к подвигу святых и просим их заступничества и помощи в наших благих начинаниях.

Именно с молитвы в храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке открылась в этот день международная конференция «Любовь ради жизни». Организаторы — православный медико-просветительский центр «Жизнь» и Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства. Эта конференция собрала общественные организации, приходские Центры кризисной беременности и просто неравнодушных людей — активистов движения в защиту жизни. В Москву съехались единомышленники из 49 регионов России, а также из Украины и из-за рубежа: Эстонии, США, Англии, Канады, Хорватии.

В ходе конференции специалисты ПМПЦ «Жизнь», Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства и зарубежные соучастники Движения в защиту Жизни провели обучающие семинары, лекции, беседы, тренинги по психологической поддержке беременных, предупреждению абортов и организации помощи беременным в кризисной ситуации, а также по работе с женщинами в случае постабортного синдрома, были рассмотрены также и другие, связанные с абортами, актуальные проблемы. Каждый, кто принял участие в конференции, получил необходимую для своей работы информацию и был удостоен «Диплома».

Предлагаем вашему вниманию некоторые из выступлений конференции.

Первый день. Всероссийской конференции обозначил проблемы, ради которых все здесь собрались, высветил пути решения задач, которые ставят перед собой активисты Движения в защиту жизни и семейных ценностей.

Второй день. Учредители новой Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей» собрались для оформления документов в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. Председателем собрания учредительного съезда был о. Максим Обухов, он и вел съезд.

Одновременно с этой работой шли тренинги иностранных специалистов в культурном центре при храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке, которые продолжились и в оставшиеся дни.

Третий и четвертый день были посвящены рабочим моментам конференции и съезда, знакомству участников друг с другом и с теми наработками, которые они привезли с собой. Прошел показ мультимедийного продукта выставки «Молчаливая революция» (автор В.Потиха), короткометражных документальных фильмов, социальной рекламы, телевизионных программ. Все желающие смогли приобрести необходимую литературу и оформить подписку на журнал «Вестник-Жизнь».

Вел заседания конференции Игорь Белобородов («Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства»). С приветственным словом выступил протоиерей Максим Обухов — руководитель Православного медико-просветительского центра «Жизнь» и новой Общероссийской общественной организации «За жизнь и защиту семейных ценностей». О задачах создания этой новой организации рассказал Сергей Кулаков — заместитель руководителя по работе с регионами и государственными структурами.

С большим интересом было встречено выступление Валентины Яковлевны Ятмановой, Центр «Жизнь», г. Санкт-Петербург, «Организация раннего противодействия формированию абортивного мышления в школе»; Елены Викторовны Язевой, Общественный комитет защиты детства, семьи и нравственности «Колыбель», г. Иваново, «Опыт работы по защите материнства»; врача-педиатра, депутата городского Совета г. Сочи Татьяны Ивановны Левченко о деятельности Общества православных врачей в городе-курорте (руководитель общества — священник Александр Копырин, настоятель Свято-Скорбященского храма).

Священник Алексей Тарасов из Волгоградской епархии в своем докладе «Влияние политики демографического сдерживания на государство. Многодетная семья» рассказал о сотрудничестве с администрацией города Волгограда, в частности с начальником управления по работе с общественными организациями — Анной Карелиной; о проекте «Будущие мамы», который стартовал в декабре 2006 года, но уже принёс значительные плоды; о серии передач, которые прошли по областному телевидению, об открытии консультативных кабинетов кризисной беременности, к работе которых с большой заинтересованностью администрация привлекает опыт Православной Церкви, в частности ПМПЦ «Жизнь». ( В журнале «Вестник — Жизнь», выпуск 3, опубликован материал об этой работе, в том числе текст «Распоряжения» главы города Волгограда о введении во всех женских консультациях города обязательного консультирования для женщин, направленных на прерывание беременности.)

Многие из участников конференции — медики по профессии, имеющие большой опыт работы в разных сферах медицины: акушеры, педиатры, гинекологи, анестезиологи, иммунологи, провизоры. Некоторые в своих регионах уже вступили в церковно-общественную организацию «Всероссийское общество православных врачей», одно из направлений деятельности которой — участие в Движении в защиту жизни.

Юрий Борисович Пузнянский, «Общество православных врачей», г. Пермь:

— Среди врачей-гинекологов и реаниматологов, анестезиологов, с которыми мне приходилось когда-либо говорить на тему абортов, не было ни одного, кто бы сказал, что ему нравится производить операцию, которую обычно стыдливо называют «искусственное прерывание беременности». На самом деле — это убийство. И нет среди медиков тех, кто хотел бы убивать. Но что делать? Любая центральная городская больница, любая районная, которая имеет в своем составе гинекологическое отделение, имеет перечень медицинских услуг, где искусственное прерывание беременности указано как одна из позиций. И здесь как раз возникают проблемы у врача, который стоит на православных позициях и который отказывается делать аборты.

Мне лично в какой-то степени проще, я — анестезиолог. В тех лечебных учреждениях, куда меня приглашали на работу, я ставил условия: если устраивает такой врач, который не участвует в абортах, — я заключаю договор. Нет — не буду работать. Но от коллег приходится слышать: ты хочешь остаться чистеньким, значит, эту грязную работу мы за тебя должны делать? Я в таких случаях говорю: так не делайте, ребята. У нас в стране Конституцией декларировано право на свободу совести, и мы можем по закону отстаивать свою точку зрения. Однако среди своих коллег я не находил широкого понимания.

В июне этого года по приглашению кафедры постдипломного образования Института усовершенствования врачей нашей Пермской медицинской академии мы с моим коллегой доктором и иеромонахом Александром (Усачовым) и другими православными врачами проводили конференцию среди врачей-гинекологов по теме аборта. Наверное, вы догадаетесь, какой упрек мы услышали в свой адрес первым? Это характерно не только для Перми, но и для всех регионов: «А что, по-вашему, нищету плодить?»

Мы выдержали эту бурю нападок (помидорами нас не закидали) и, несмотря ни на что, всё-таки донесли свою позицию Православной церкви и свою личную до аудитории.

Большинство-то из них, по крайней мере, всё-таки задумались, что надо искать какой-то выход.

Многие доктора поставлены в такие условия, что они вынуждены делать аборты, и всё-таки главное, что мы поняли: большинство просто никогда не задумывались над этим. Как правило, врачи говорят: «Вся ответственность лежит на женщине — это её право. Наше дело — сторона, мы выполняем то, что профессионально обязаны».

То, что во время аборта врачи становятся соучастниками убийства младенца в теле матери, никому и в голову не приходит. Мои коллеги-анестезиологи, например, считают, что их дело — правильно обезболить операцию, чтобы женщине не было больно. Спрашиваем: «А ребеночку не больно? Вот его крохотное тельце в утробе матери разрывают металлические инструменты без всякой анестезии. Отрываем ножку, он еще жив — ему не больно? Отрываем ручку — ему не больно? Раздробляем голову — ему не больно?» Подавляющее большинство медиков не видели фильм «Безмолвный крик». Мало кто даже задумывается о том, что происходит в их повседневной практике. Адекватного, вразумительного ответа на наш вопрос мы не услышали. Сознание врача отказывается воспринимать реальность: ты соучастник убийства.

Эти проблемы надо решать и непременно вести в среде медиков Православное просвещение, начиная с медицинских училищ и вузов, широко обсуждать актуальные вопросы биоэтики. Требовать запрета абортов и защитить законом право на свободу совести, на то, чтобы врач мог отказаться от абортов, но не был при этом ущемлен как специалист.

Трудно сказать, что бы сегодня было, если бы ПМПЦ «Жизнь» не принял на себя миссию «возвысить голос в защиту самых беззащитных», собрав достоверные, имеющие научный авторитет источники о развитии ребенка в утробе матери и о последствиях аборта и абортивных контрацептивах. По благословению Святейшего Патриарха эта деятельность распространилась везде, где есть православные приходы Русской Православной Церкви, где раньше, где позже, с разной насыщенностью, но то, что практически до каждого храма хоть однажды дошли листовки ПМПЦ «Жизнь» — это, можно сказать с уверенностью, факт.

Протоиерей Олег Китов, Самара:

— Именно с трудов ПМПЦ «Жизнь» по распространению информации, листовок, плакатов, брошюр, которые центр «Жизнь» из Москвы рассылал во все регионы России и в Украину, Белоруссию более десяти лет, нам всем была оказана неоценимая методическая помощь. Поэтому от всех нас, кто собрался в этом зале, говорю: «Спаси Вас Господи, отец Максим! Дай Бог Вам здоровья!»

С 2002 года в храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия в Самаре (Господь благословил, и владыка направил меня туда служить вторым священником вместе с настоятелем, отцом Виктором Шатовым) начались молебны перед иконой Вифлеемских младенцев-мучеников. Мы сначала даже не предполагали, что будет такой отклик среди церковного народа на такие покаянные молебны, но потом увидели, насколько плодотворно было это начинание: ехали буквально со всех окрестных городов, не только из Саратовской епархии, но и из сопредельных: Саратовской, Оренбургской, Ульяновской приезжают в наш храм к иконе Вифлеемских младенцев, написание которой было по благословению нашего владыки, архиепископа Сергия, на средства церковного народа, каждый по копеечке присылал на счет самарской газеты «Благовест». Было удивительно видеть, как люди молились перед этой иконой, осознавая свой грех, как приносили покаяние, а потом брали листовки, брошюры, которые присылает центр «Жизнь», и несли в женские консультации, родильные дома, поликлиники и там распространяли эти листовки. И я уверен, что не один ребенок благодаря этому спасен, а тысячи. Сейчас первые из этих младенцев уже подросли и ходят в храм, причащаются, учатся в воскресных школах. Распространение листовок — это первое, с чего мы начали. Затем были круглые столы на радио, телевидении, беседы с медицинским персоналом, с педагогами. Сейчас в нашем регионе — в Самарской губернии проводятся такие встречи не только в церковном кругу. Воцерковленные люди понимают этот грех, и сами его не допускают, и стараются воспитывать своих детей так, чтобы их это не коснулось.

Отрадно видеть, что сейчас эта проблема вышла на уровень губернских и городских властей, проводятся конференции в медицинском университете, в институте повышения квалификации педагогов и других учебных учреждениях. Я считаю, что наше дело не пропадает. Господь ведет и благословляет, а начало всему — московский центр «Жизнь».

Сейчас, можно сказать, отошли от края бездны, но нельзя расслабляться, наоборот, надо объединять усилия в общее движение. Еще существуют силы, которые противостоят возрождению России, и, прежде всего, мы знаем, что есть конкретные персоны, которые всячески противятся истинному возрождению Православия, но Господь всё решит по-другому, если мы с вами будем работать как следует. Дай Бог всем нам сил и благопоспешения на борьбу за наших детей, за нашу Россию, нашу Православную Церковь. Храни Вас всех Господь.

Одна из самых опытных организаций — центр защиты материнства «Колыбель» действует по благословению высокопреосвященнейшего Викентия, архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского за Уралом, в Екатеринбурге. Центр проводит беседы с женщинами, направленными на аборт, и школьниками старших классов, выпускает свою газету «Родные мои», а также аудио-, видео- и мультимедиапродукцию в помощь нравственного воспитания молодежи и поддержки материнства.

Наталья Ивановна Петрова, врач-гинеколог, руководитель ЦЗМ «Колыбель», Екатеринбург. (Доклад Н.Петровой «Трудные вопросы прерывания беременности» будет опубликован отдельно):

— У нас в городе ежегодно делается примерно 13000 абортов. Если бы 1 июня, в День защиты детей, на воду нашей речки уже в полумраке было бы спущено 13000 свечей (как в Японии в память о детях, погибших при атомной бомбардировке в Хиросиме), то думаю, это привлекло бы к себе внимание не только верующих людей. Еще лучше, если бы такие акции мы — участники Движения в защиту жизни — проводили бы одновременно везде: и в Москве, и в Екатеринбурге, и в Санкт-Петербурге, и во Владивостоке, и в Сочи, и в Саратове — везде. 1 июня — это общегосударственный День защиты детей. Думаю, что такие акции надо проводить именно в этот день, значение которого понятно всем, к этому дню обычно и государство, и другие общественные организации проводят свои акции, можно было бы привлечь муниципальные власти в помощь. День памяти Вифлеемских младенцев — это церковный праздник, в этот день было бы уместно проводить богослужения и какие-то акции именно в Церкви для верующих людей. Надо, чтобы везде все было централизовано.

Спасибо всем зарубежным гостям, которые приехали рассказать всё, что мы услышали. Однако мне кажется, что у нас сейчас есть силы и возможности собрать квалифицированных психологов и разработать свои методики и инструкции, чтобы в следующую нашу встречу, скажем, через год, здесь вели занятия наши люди, и все бы смогли увезти методический материал. Профессиональных православных психологов среди нас очень мало, а работать мы должны. Поэтому методическая литература должна быть приспособлена к нашему незнанию и к менталитету наших людей.

Особенно надо проработать то, что касается постабортного синдрома. Можно сказать, что вся наша страна находится в этом состоянии: агрессия, депрессия, изменение личности. Поэтому мне кажется, что надо обязательно вести такую работу с женщинами, кроме всего прочего, эта работа должна привести их в храм, и я не говорю о насилии — это просто неизбежно, без этого невозможно выздоровление от постабортного состояния. Эти женщины станут нашим авангардом помощников.

Я предлагаю молиться друг за друга, не обязательно в определенное время, но когда мы дома молимся, вспоминать друг друга, даже и не называя все имена. Это очень важно, без этого ничего не выйдет.

Большой отклик получили выступления сотрудников Благотворительного фонда защиты семьи, материнства и детства, постоянных авторов и консультантов журнала «Вестник — Жизнь»: врача-гинеколога Валерии Николаевны Касьяновой и психологов Яны Антоновны Юрчик и Натальи Дмитриевны Захаровой. Они первыми отвечают тем, кто обращается за помощью через «Телефон доверия — 790-77-99», они оказывают консультативную помощь соработникам Движения в защиту жизни в регионах.

В. Касьянова много лет была практикующим врачом в одной из центральных московских женских консультаций, а на общественных началах вела беседы и лекции для молодежи от ПМПЦ «Жизнь». Сейчас она консультирует тех, кто обращается за помощью в Благотворительный фонд защиты семьи, материнства и детства, как правило, по телефону.

В. Касьянова рассказала, как важно для врача-гинеколога правильно выстроить отношения с теми, кто обращается за консультацией, внимательно следить за своей речью, чтобы не навредить даже словом. Особенный интерес вызвал проект, который сама Валерия Николаевна разработала и записала в профессиональной студии звукозаписи вместе с известными артистами-исполнителями Анной Широченко и Евгенией Артёмовой. Он включает аудиозапись колыбельных песен, которые мама может начинать петь вместе со своим ребенком уже тогда, когда он живет у неё под сердцем, что само по себе становится началом воспитания и оздоровления малыша. Некоторые участники конференции получили диски с записями песен и методики «Школы материнства», все остальные (а также наши подписчики) получат их вместе с очередным выпуском журнала «Вестник — Жизнь».

Яну Антоновну Юрчик так слушал зал, что казалось, каждый старается впитать каждое слово православного психолога, открывая для себя в новом свете связь души и духа. Православная психология — дело относительно новое, православных психологов, которые могут профессионально работать с такой сложной аудиторией, как женщины, оказавшиеся в кризисной ситуации в связи со своей беременностью в условиях российской действительности — единицы. Таких специалистов ни в одном учебном заведении не готовят пока. Поэтому Яна Антоновна подробно говорила о том, как общаться по «Телефону доверия», рассказывала о тех случаях, с которыми сталкивалась сама. Объясняла, в каких ситуациях требуется дополнительная очная встреча. Советовала, как соотносить свои слова со Священным писанием; на что обязательно надо настраивать каждого, кто позвонил в состоянии отчаяния и душевной боли, особенно если это — молодая беременная женщина, но она и её близкие не готовы к рождению ребенка. Психолог постаралась показать аудитории (а это люди, которым приходится так или иначе оказываться в роли психолога по роду своего служения), что помочь женщине сохранить жизнь своего ребенка в утробе можно только с Божией помощью. Если сумеешь подвести несчастную к мысли, что беременность — это не скопление инородных клеток, а новая жизнь, врученная Господом по Его воле, то сможешь и ты стать сопричастным исполнению этой воли. И её несчастье (так некоторые воспринимают «незапланированную» беременность) может обернуться благодатью. За отвержение дара Божиего всегда грядет расплата.

После выступления было много вопросов, а один из участников конференции — священник обратился к психологу: «Вы даже не представляете, как важно то, что Вы делаете! Как Вы помогаете женщинам и нам! Ведь в такой сложной ситуации есть вопросы, с которыми не всякая женщина готова обратиться к батюшке, а совет ей нужен с позиции Православной Церкви!»

Из зала:

— Я живу не в России. И поэтому всё, что происходит сейчас, чего участником я стала — это милость Божия по отношению ко мне. Я хочу сказать вам всем: русские, вы просто до конца не понимаете, какая сила стоит за вами. Эта сила — ваша вера. За то, что эта вера в прошлое столетие не погибла, за то, что вы эту веру храните и возрождаете, Бог помилует Россию. Бог вам в помощь!

Репортаж Аллы Андриановной о конференции центров защиты материнства 2007 год.

ВЖ № 4 (44) 2007, стр. 10-15

            
 
« Пред.   След. »