Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВО и ЧЕЛОВЕК
ДЕМОГРАФИЯ
НАШИ ТРАДИЦИИ
СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

ПЕТР и ФЕВРОНИЯ

ImageВ граде Муроме, что на реке Оке, правил благоверный князь Павел. Местные бояре чтили своего правителя за твердую волю и крепкую руку. Но враг человеческий, дьявол, искони ненавидящий мир и добро, задумал опорочить князя и стал посылать к жене его летающего змея, дабы совращать ее на блуд. Змей-оборотень являлся княгине в своем мерзком, неприглядном естестве, в то время как для всех окружающих он имел вид князя Павла. И никто ни о чем не подозревал, и никому ничего нельзя было рассказать, доказать, не навлекши на себя подозрения. Однако верная жена не пожелала скрыть от мужа правды, а он попросил ее выведать у змея, в чем его смерть. Княгиня узнала, что погибнет оборотень “от Петрова плеча и Агрикова меча”.

Петр — младший брат князя Павла, узнав, что может помочь горячо любимому брату, решил добыть Агриков меч и убить змея-искусителя. Однажды, когда молодой князь молился в церкви Воздвижения Животворящего Креста Господня, явился ему светлый отрок и показал в алтарной стене выемку, где и лежал Агриков меч. Возблагодарив Господа, князь Петр взял меч и с того часа стал подстерегать змея.

Однажды, простившись со старшим братом перед сном, Петр пошел на поклон к снохе. Каково же было его удивление, когда в покоях княгини он опять увидел “Павла”. Понял он, что под видом Павла здесь присутствует лукавый, но боялся ошибиться.

"Отселе, брат, не выходи из палаты твоей. Пока я буду сражаться со змеем, но пребудь в молитве!" — с этими словами князь Петр обратился к старшему брату. Осенив себя крестом , он взял Агриков меч и с такой силой ударил оборотня мечом, что змей вмиг омертвел, приняв свое мерзкое обличье. Ядовитая змеиная кровь с головы до ног обрызгала молодого князя. От этого на теле Петра появились болезненные струпья и язвы.

Не находилось ни одного врача, который бы смог исцелить больного, ибо брань, начатая Петром, была не с человеком, а с дьяволом, и уврачевать немощь князя мог только Врач Небесный.

Жизнь в Боге и по Богу отразило житие Муромских чудотворцев. Житейские бури всячески пытались разбить их семейную ладью о зависть, клевету, злые дьявольские козни, но с супругами неотступно был Христос, обильно изливающий благодать и совершающий чудеса Свои там, где рядом с князем Петром пребывала его богодарованная жена Февронья.

Из уст в уста переходила молва о благоверных супругах из славного города Мурома, живших в ХIII веке. Народная память сохранила образы этих людей, а почитание их, как отмечалось в летописях, началось сразу же после их дивной кончины и сопровождалось чудесной помощью.

В XVI веке священник Ермалай (Еразм) собрал эти факты и записал житие Муромских чудотворцев. Повесть эта так же не похожа на привычную нам литературу, как не похожа она и на каноническое жития святых. Однако по своему чистому лаконизму повествования она сродни иконам Андрея Рублева в той мере, в какой несут эти произведения не только средневековую эстетику, но и православное мировоззрение, утверждение высоких приоритетов даже в самой обыденной жизни и потому находятся вне времени.

Нам, живущим сегодня, многое в этой повести может показаться сказкой или историей в стиле “фэнтези”. Но побывайте в Муроме, прикоснитесь к святым мощам этих дивных угодников Божиих, прислушайтесь к голосу своего сердца и Вы все поймете.

Мне посчастливилось быть в Муромском Свято-Троицком монастыре не единожды, и каждый раз я узнавала невероятные истории о благодатной помощи святых самым разным людям.

Впрочем, одна из историй принадлежит нашей семье. 8 июля я познакомилась со своим будущим супругом, но тогда я лишь знала, что это день его рождения. Теперь, когда нас венчает церковный брак, в этот день мы с благодарностью вспоминаем благоверных супругов из древнего Мурома — Петра и Февронию, живших в ту самую пору, когда языческая Русь делала первые шаги в деле познания Истинного Бога. Далеко ли отстоит от нас это время? На семь веков жизни в лоне Православной Церкви и на семьдесят лет безбожной жизни советского времени. Сейчас, после многих лет неверия, у нас снова есть возможность обратиться к традициям своей страны, своим святыням, к Православным святым — нашим заступникам и помощникам, в их числе и покровителям семьи, благоверному князю Петру и его супруге благоверной княгине Февронье.

Итак, изнемогающий от страшной болезни Петр, как многострадальный Иов, ждал помощи от Бога. Наслышавшись о врачебном искусстве рязанских лекарей, князь Петр велел отвезти себя в те края, а свою свиту послал искать врачей. Один юноша из княжеской свиты зашел в село Ласково, в крайний дом и увидел девицу, занятую рукоделием. Заговорив с ней, посланец , удивленный мудростью девы, поведал Февронии (так звали девицу) о жестокой болезни князя и бессилии врачей. Просвещенная благодатию Божией, девушка вызвалась помочь больному излечить недуг, а за свое излечение, не лукавя, просила в награду честное супружество. Петр с трудом представлял в качестве княгини простолюдинку, но, сильно изнемогая от болезни, принял это условие Февронии.

Сначала девушка приказала князю вымыться в бане. Желая убедиться в мудрости Февронии, он послал ей со своим слугой небольшой пучок льна с просьбой изготовить из него рубаху, порты и убрус за то время, пока он сам в бане. Девушку просьба князя нисколько не смутила. Она лишь попросила слугу достать с печки поленце, отсечь от него одну пядь и отнести этот обрубочек (утинок) Петру. А на словах велела передать, что, пока она будет чистить лен, пусть князь приготовит из этого утинца ткацкий станок, на котором можно будет соткать льняное полотно. Княжеский слуга вернулся к Февронии с таким ответом князя, что, мол, невозможно из такого малого древца и в такое малое время стан построить. Она же отвечала: "А возможно ли для взрослого мужчины из такого малого количества льна и в такое короткое время изготовить рубаху, порты и убрус?"

Пока Петр мылся в бане, Феврония приготовила лекарство — это была обыкновенная закваска, которая по молитве девы и милости Божией возымела огромную врачующую силу, так что смазанные ею язвы исчезли. Молодой князь подивился выздоровлению, но тут же пожалел, что так поспешно и необдуманно дал слово жениться на простой поселянке. Слава мира сего была ему тогда важнее слова чести. И решил князь отделаться богатыми подарками. Но мудрая дева не приняла их и велела передать Петру, что раз обещания своего он не исполнил и в правде не устоял, не будет на нем милости Божией. "Господь же, сущий над всеми, сотворит яко восхощет".

Князь Петр отправился в Муром здоровым и радостным, но в пути болезнь его возобновилась.

Раскаялся князь и вернулся к блаженой деве с молением, дарами и твердым обещанием жениться на ней. И Феврония, как истинная христианка, не попомнила обиды, не выказала гнева, но кротко и милостиво приняла покаяние Петра и вновь силой Божией исцелила его.

Обвенчавшись, стали супруги жить в мире, любви, благочестии, не забывая молитву, храм Божий, раздавая щедрые милостыни Господа ради. Феврония своими руками странников поила, кормила и покоила, нагих одевала, больных призирала, в темницах сидящих посещала, непрестанно пребывая в посте, кротости, смирении и страхе Божием. Росли с ними рядом и дети. После смерти старшего брата Павла Петр принял Муромское княжество. Но дьявол, враг благочестия и ненавистник любви, вложил в души бояр ненависть к блаженной Февронии за ее крестьянское происхождение и простые манеры.

Однако Бог, защитник праведных, возлюбил смиренную княгиню и прославил ее милосердия ради. Однажды один из приближенных князя пришел к нему с наветом на княгиню: "От каждого стола не по чину выходит, а когда ест, крошки в руку собирает, как убогая раба". Присмотрелся Петр за трапезой и увидел: княгиня по-крестьянски крошечки хлебные в ручку сметает. Решил князь пристыдить жену за таковую простоту, взял да раскрыл ее ладонь с крошками — и изошло оттуда благоухание ладана и фимиама, а лицо Февронии просияло светом неизреченным. Понял тогда Петр, что благодать Божия почивает на кроткой и чистой сердцем жене его. И любовь их крепла изо дня в день.

Однако враг не оставил своего намерения разлучить добродетельных супругов, потому что их союз, освященный Господом и скрепленный верностью и целомудрием, был для нечестивого невыносим. А уничтожить их поодиночке казалось куда легче.

Снова пришли с челобитной бояре и требовать стали, чтобы Петр взял себе другую, сановитую да родовитую жену. Грозились бунтом и непослушанием княжеской воле...

Бояре восстали против Февронии, сказав ей: “Мы, госпожа, все хотим, чтобы князь Петр властвовал над нами, а жены наши не хотят, чтобы ты господствовала над ними. Взяв сколько тебе нужно богатств, уходи, куда пожелаешь!” Согласившись удалиться, отвечала Феврония: “Ничего иного не прошу, только супруга моего, князя Петра!”

И князь Петр уже и как христианин, хорошо знал, что "кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует и что Бог сочетал того человек да не разлучает” (Мф., Х1Х, 6, 9). Всей душой привязался князь Петр к супруге своей и без нее не представлял своей дальнейшей жизни. Ради мира и спокойствия Муромского княжества он решил покинуть родную вотчину и увезти любимую жену с детками подальше от людской ненависти и клеветы.

А далее в повести написано: “Злочестивые же бояре эти приготовили для них суда на реке под этим городом протекает река, называемая Окой. И вот поплыли они по реке в судах. В одном судне с Февронией плыл некий человек, жена которого была на этом же судне. И человек этот, искушаемый лукавым бесом, посмотрел на святую с помыслом. Она же, сразу угадав его дурные мысли, обличила его, сказав: "Зачерпни воды из реки сей с этой стороны судна сего". Он зачерпнул. И повелела ему испить. Он выпил. Тогда она снова: "Теперь зачерпни воды с другой стороны судна сего". Он почерпнул. И повелела ему снова испить. Он выпил. Тогда она спросила: "Одинакова вода или одна слаще другой?" Он же ответил: "Одинаковая, госпожа, вода". После этого она промолвила: "Так и естество женское одинаково. Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" И человек этот, поняв, что она обладает даром прозорливости, не посмел больше предаваться таким мыслям”.

Мне думается, что эпизод этот важнее, чем кажется на первый взгляд. В наш далекий от праведности век, мечтая о настоящей любви, о счастье, люди чаще всего заняты выбором, кто другой жены, кто другого мужа, кто другой доли. А выбирать надо свой поступок, потому что “естество одинаково”.

Часто правильный выбор требует решимости, мужества, готовности к лишениям. Утешение от Господа вероятно, но не гарантировано.

“Когда приспел вечер, — повествует летописец, — пристали они к берегу и начали устраиваться на ночлег. Блаженный же князь Петр задумался: "Что теперь будет, коль скоро я по своей воле от княженья отказался?" Предивная же Феврония говорит ему: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!"

И для того, чтобы укрепить и утешить князя Петра, премудрая Феврония остановилась перед деревцами, которые обрубил повар, чтобы повесить на них котлы, благословила их, сказав: "Да будут они утром большими деревьями с ветвями и листвой". Так и случилось: встали утром путешествующие и нашли большие деревья с ветвями шумящими свежею листвою. Если быть с Господом, то в жизни не будет ничего засохшего, сломанного, окончательно убитого.

Знамение это не замедлило подтвердиться. Недолго продолжалось изгнание княжеской четы. Разыскали их посланники-вельможи, кинулись князю в ноги, просили вернуться в дом свой и на престол княжеский вместе с княгинею Февроньей, "ибо много бояр погибло в междоусобной брани за право воссесть на него", снова воцарились мир и благодать Божия.

Не стали супруги поминать боярские угрозы и оскорбления, вернулись в родные края, где стали княжить по-прежнему. Господь вел их по жизненному пути и помогал во всех их начинаниях. Жили они праведно и преподобно.

В то время существовал на Руси благочестивый обычай заканчивать свою временную земную жизнь в монастыре, чтобы приуготовить и очистить душу свою для жизни вечной.

Облеклись в иноческие одежды и благочестивые супруги. Свою новую, равноангельную жизнь Петр начал в Спасском монастыре с именем Давид, а для инокини Евфросинии (бывшей княгини Февронии) последней земной пристанью стал Крестовоздвиженский женский монастырь, но они по-прежнему соединяли свои молитвы в едином Божественном порыве и просили Господа не разлучать их и по смерти, чтоб умереть им в одночасье и быть положенными в одном гробу, который уже давно приготовили для себя.

Когда Петр, инок Давид, почувствовал приближение смерти, то через гонца предупредил Евфросинию-Февронию, чтоб быть и ей наготове. А она как раз в это время заканчивала вышивать “воздух” с ликами святых угодников. Уж очень хотелось Евфросинии закончить свою работу. Но когда в третий раз переступил гонец порог кельи, Евфросиния оставила свое дело, иглу в ткань воткнула, нитку прикрутила и сказала гонцу: "Иди, скажи ему, что и я иду с тобой в сей час".

Взыскал Господь души праведников в одночасье месяца июня в 25 день лета 1228. (Н.ст. 8 июля). После смерти их святые тела были положены в отдельных гробах и в разных церквах, ибо непозволительно было класть иноческие тела в одном гробу. Наутро увидели, что тела усопших праведников покоятся вместе в том самом гробу, который они приготовили для себя еще при жизни. Трижды покушались люди разлучить тела супругов и трижды находили их лежащими в одном гробу. Тогда только всем стало понятно, что к этому есть особое Божие благоволение, и мощи праведной четы доныне возлежат в едином гробу, источая чудное благоухание и всем с верой приходящим подают помощь и исцеление.

Обретены тела праведников нетленными. Народное почитание благоверных супругов началось практически сразу после их смерти, очень скоро и Церковь официально причислила их к лику святых. На иконах Святые всегда изображаются вместе, и к ним обращаются за молитвенной помощью, чтобы найти себе супруга и в супружеской жизни сыскать утешение. А русские пословица отмечает: “Каков Петр — такова и Феврония”.

На день памяти святых в июле в старину любили назначать “сговор”, родители жениха осторожно выведывали, как семья невесты отнесется к свадьбе, а под венец молодые шли уже осенью и часто на день других покровителей супружества: святых супругов Адриана и Натальи.

Послесловие

По всей России есть храмы, где хранятся не только иконы благоверных Петра и Февроньи, но и пребывают частицы их святых мощей. Назову только некоторые московские: Храм Вознесения Господя на Никитской (”Малое Вознесение”); храм преподобных Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове.

Многие паломнические службы в состав своих поездок включают посещение Мурома.

Повесть о Петре и Февронии Муромских входит сейчас в программу общеобразовательных школ по литературе. Особенно хорошо разработана эта тема в учебнике-хрестоматии “В мире литературы”, 7 класс, вышедшем под редакцией А.Г.Кутузова (Москва, Дрофа, 2001).

Спектакль “Петр и Февронья” уже несколько лет с аншлагом идет в замечательном Московском театре русской драмы “Камерная сцена” под руководством заслуженного деятеля искусств Российской Федерации М. Г. Щепенко, лауреата российских и международных фестивалей.

На этот спектакль часто приходят классами, студенческими группами. Такие театральные встречи по просьбе юных зрителей и их педагогов продолжаются беседой в театральной гостиной, за чашкой чая.

Михаил Григорьевич Щепенко - художественный руководитель, режиссер-постановщик, актер, и Тамара Сергеевна Баснина - директор, режиссер и актриса театра, видят в своем “детище” содружество единомышленников и строят его по модели “театр-семья”. Кстати, сами они — супруги, а среди артистов есть династии; многие из семей — многодетные. На подмостки театра“Камерной сцены” по благословению православного священника Владимира Ригана в детском репертуаре часто выходят вместе взрослые и дети. Театр “Камерная сцена” — постоянный участник Международных Рождественских образовательных чтений.

Адрес театра: Земляной вал, 64. Тел.(495) 915-07-18, 915-75-21.

Житие святого благоверного муромского князя Петра и княгини Февронии – святых покровителей супружества.

ВЖ № 7-8 (38) 2006, стр. 2-7.

 
« Пред.   След. »