Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
ИСТОРИЯ и СОВРЕМЕННОСТЬ
ГОСУДАРСТВО и ЧЕЛОВЕК
ДЕМОГРАФИЯ
НАШИ ТРАДИЦИИ
СВЯТЫНИ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ГОСУДАРСТВО и ЧЕЛОВЕК

ДЕНЬ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И КУЛЬТУРЫ

Алла Андрианова. (Вестник-Жизнь №5.-36)

Торжества на Славянской площади в Москве
Торжества на Славянской площади в Москве
24 мая - день памяти святых равноапостольных учителей славянских Кирилла и Мефодия в постсоветское время получил статус церковно-государственного праздника и стал официально именоваться "Днем славянской письменности и культуры". Ежегодно выбирается место центральных торжеств: в прошлом году это был Ростов-на-Дону, в 2004 - Самара, в этом году главные торжества пройдут в Ханты-Мансийске. Но и в каждом городе, в каждом селе в той или иной мере отмечается этот праздник (или должен отмечаться, раз уж он имеет такой высокий статус).

В Москве по традиции в этот день проходят торжества на Славянской площади, у памятника Кириллу и Мефодию. В последние годы отсюда начинается целый ряд мероприятий в рамках "Дней славянской письменности и культуры". Как и где они проходят? Об этом мало информации в общедоступных СМИ, гораздо меньше, чем о днях пива под прикрытием "дня святого Патрика" или днях вседозволенности под маской "святого Валентина". Государство в лице культурных и образовательных учреждений пока как-то "несмело" использует возможность обратить внимание на этот государственный праздник и на то, что истоком славянской письменности и культуры является христианство, а основой всех значительных достижений российской культуры - Православная вера. Досадно, что даже у памятника равноапостольным учителям славянским 24 мая получается как бы два отдельных праздника - государственный и церковный. С утра, как правило, здесь проходит концерт детских коллективов учреждений дополнительного образования и досуга Москвы. Выступив, юные чтецы, танцоры и хористы расходятся, уступая место Крестному ходу, который тянется из Кремля после богослужения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении представителей всех храмов первопрестольной творит молебен. Вся площадь сияет от золота торжественных ряс.

Однако ни на концерте детских коллективов нет зрителей, ни на богослужении у памятника почти нет православных мирян, лишь немногочисленные случайные прохожие.

Часто этот день выпадает на будни, бывает, что в этот день или на следующий в школах проходит школьный праздник "Последний школьный звонок". В этот день выпускники трогательно благодарят школу и своих учителей за все,  чему учат в школе, в том числе "буквы разные писать..."

Многие ли при этом вспоминают первых учителей славянских, кто эти буквы придумал, чью память Церковь отмечает в этот день?  Но ведь этот день мог бы начинаться для всех, кто "питается" от культуры и письменности славянской, с благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви и благодарной памяти апостолам русским  Кириллу и Мефодию. И это должно объединить всех, кто живет в России, кто пользуется русской грамотой и письмом, достижениями русской, российской культуры. Вспоминая равноапостольных учителей в этот день, мы должны помнить, зачем они изобрели и систематизировали письменную речь славян. Каждый учитель и каждый ученик в России и во всем славянском мире - это ученик ученика святых братьев Кирилла и Мефодия.

 Может ли "День славянской письменности и культуры" стать школьным праздником в такой же мере, как "Последний школьный звонок", можно ли совместить эти два праздника в один, раз уж и по времени они совпадают и, поблагодарив своих учителей, отдать должное первым учителям славянским. Что вы, наши читатели, думаете по этому поводу?

Image Image Image Image

 

Великий день Кирилловой кончины
Каким приветствием сердечным и простым
Тысячелетней годовщины
Святую память мы почтим?

Какими этот день запечатлеть словами,
Как не словами, сказанными им,
Когда, прощаяся и с братом,  и с друзьями,
Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим...

Причастные его труду,
Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений,
И мы, и мы его тянули борозду
Среди соблазнов и сомнений.

И в свой черед, как он, не довершив труда,
И мы с нее сойдем, и, словеса святые
Его воспомянув, воскликнем мы тогда:
"Не изменяй себе, великая Россия!

Не верь, не верь чужим, родимый край,
Их ложной мудрости иль наглым их обманам,
И, как святой Кирилл, и ты не покидай
Великого служения славянам"...

                                            Ф.И. Тютчев

 
« Пред.   След. »