Алла Андрианова. (Вестник-Жизнь №5.-36) Торжества на Славянской площади в Москве 24 мая - день памяти святых равноапостольных учителей славянских Кирилла и Мефодия в постсоветское время получил статус церковно-государственного праздника и стал официально именоваться "Днем славянской письменности и культуры". Ежегодно выбирается место центральных торжеств: в прошлом году это был Ростов-на-Дону, в 2004 - Самара, в этом году главные торжества пройдут в Ханты-Мансийске. Но и в каждом городе, в каждом селе в той или иной мере отмечается этот праздник (или должен отмечаться, раз уж он имеет такой высокий статус).
В Москве по традиции в этот день проходят торжества на Славянской площади, у памятника Кириллу и Мефодию. В последние годы отсюда начинается целый ряд мероприятий в рамках "Дней славянской письменности и культуры". Как и где они проходят? Об этом мало информации в общедоступных СМИ, гораздо меньше, чем о днях пива под прикрытием "дня святого Патрика" или днях вседозволенности под маской "святого Валентина". Государство в лице культурных и образовательных учреждений пока как-то "несмело" использует возможность обратить внимание на этот государственный праздник и на то, что истоком славянской письменности и культуры является христианство, а основой всех значительных достижений российской культуры - Православная вера. Досадно, что даже у памятника равноапостольным учителям славянским 24 мая получается как бы два отдельных праздника - государственный и церковный. С утра, как правило, здесь проходит концерт детских коллективов учреждений дополнительного образования и досуга Москвы. Выступив, юные чтецы, танцоры и хористы расходятся, уступая место Крестному ходу, который тянется из Кремля после богослужения. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении представителей всех храмов первопрестольной творит молебен. Вся площадь сияет от золота торжественных ряс. Однако ни на концерте детских коллективов нет зрителей, ни на богослужении у памятника почти нет православных мирян, лишь немногочисленные случайные прохожие. Часто этот день выпадает на будни, бывает, что в этот день или на следующий в школах проходит школьный праздник "Последний школьный звонок". В этот день выпускники трогательно благодарят школу и своих учителей за все, чему учат в школе, в том числе "буквы разные писать..." Многие ли при этом вспоминают первых учителей славянских, кто эти буквы придумал, чью память Церковь отмечает в этот день? Но ведь этот день мог бы начинаться для всех, кто "питается" от культуры и письменности славянской, с благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви и благодарной памяти апостолам русским Кириллу и Мефодию. И это должно объединить всех, кто живет в России, кто пользуется русской грамотой и письмом, достижениями русской, российской культуры. Вспоминая равноапостольных учителей в этот день, мы должны помнить, зачем они изобрели и систематизировали письменную речь славян. Каждый учитель и каждый ученик в России и во всем славянском мире - это ученик ученика святых братьев Кирилла и Мефодия. Может ли "День славянской письменности и культуры" стать школьным праздником в такой же мере, как "Последний школьный звонок", можно ли совместить эти два праздника в один, раз уж и по времени они совпадают и, поблагодарив своих учителей, отдать должное первым учителям славянским. Что вы, наши читатели, думаете по этому поводу? Великий день Кирилловой кончины Каким приветствием сердечным и простым Тысячелетней годовщины Святую память мы почтим? Какими этот день запечатлеть словами, Как не словами, сказанными им, Когда, прощаяся и с братом, и с друзьями, Он нехотя свой прах тебе оставил, Рим... Причастные его труду, Чрез целый ряд веков, чрез столько поколений, И мы, и мы его тянули борозду Среди соблазнов и сомнений. И в свой черед, как он, не довершив труда, И мы с нее сойдем, и, словеса святые Его воспомянув, воскликнем мы тогда: "Не изменяй себе, великая Россия! Не верь, не верь чужим, родимый край, Их ложной мудрости иль наглым их обманам, И, как святой Кирилл, и ты не покидай Великого служения славянам"... Ф.И. Тютчев |