Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
МЕДИЦИНА
БИОЭТИКА
СОВЕТЫ ВРАЧА
КЛАДОВАЯ ПРИРОДЫ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
БИОЭТИКА

НО ВЕДЬ КАЖДЫЙ ЖИВЕТ, КАК ХОЧЕТ

Зав. кафедрой «Биомедицинская этика» Российского Государственного медицинского университета (2-й Мед.), доктор философских наук, профессор Ирина Васильевна СИЛУЯНОВА
Зав. кафедрой «Биомедицинская этика» Российского Государственного медицинского университета (2-й Мед.), доктор философских наук, профессор Ирина Васильевна СИЛУЯНОВА
Ирина Силуянова
В-ж №3 (34)

Беседу ведет А.Андрианова

Предмет «Биоэтика» начинают читать на втором  курсе медицинских вузов. Первые занятия проходят, как правило, сложно и очень бурно. Это и понятно, второкурсники  «народ зеленый», выросший в атмосфере не то что свободы, но всеобщей вседозволенности.  Однако студенты Российского Государственного медицинского университета (II Медицинский)  будущие медики, а профессия врача - это подвиг, во всяком случае, настоящий врач должен быть подвижником. Иначе, сквозь размытые пределы безнравственности легко просачивается «беспредел», в том числе и беспредел «в белых халатах», к сожалению, такие факты все больше имеют место в Российской действительности.

Как воспитать врача в век прагматики? А если не будет нравственных врачей, то вряд ли вообще уместно говорить о медицине в традиционном смысле слова. Когда приходится идти к врачу, то каждый задумывается: к кому попадешь? К тому, кто будет лечить так, чтобы, действительно, оказать максимальную помощь и не навредить, или к тому, что предпочтет подлечить так, чтобы, в лучшем случае, и на завтра осталось,  что долечивать?  Разумеется, ищешь первого. Когда встает вопрос, какое лекарство принимать:  то ли то, которое производит фирма,  заключившая с твоим лечащим врачом негласный договор и настоятельно им же рекомендованное,  то ли то, которое действительно должно помочь. Ищешь второе. Однако как в этом всем разобраться обычному больному человеку?  А что делать женщине,  обратившейся в женскую консультацию по беременности,  когда ей предлагают сделать аборт? И только потому предлагают избавиться от ребенка, что некая фирма заинтересована в «абортивном материале», а гинеколог при этом говорит, что есть подозрения на неполноценность ребенка,  или что ее материальные и жилищные условия не позволят вырастить малыша, и вообще, что рожать много - губить себя и «плодить нищету» и прочее, прочее? Быть может, вовсе обойтись без такой консультации, без таких врачей?

Врач и учитель - это многочисленная категория служащих, служение которых - подвиг. И без их нравственного подвига нам, народу,  не выжить.

Не только грамотно диагностировать, лечить, создавать медицинские препараты, предупреждать болезнь учат сегодня в Российском Государственном медицинском университете, но на кафедре «Биомедицинская этика» под руководством профессора Ирины Васильевны Силуяновой еще  учат грамотно оценивать ситуацию и в профессиональном, и в правовом, и в нравственном аспектах.

Когда я впервые попала на кафедру, то сразу окунулась в оживленную, творческую, рабочую атмосферу.

- Как формировать комплексный подход к проблеме врачевания, как говорить о нравственных категориях? Ведь все твердят, что каждый живет, как хочет.

- На первом занятии только об этом и шел разговор. Студенты стали говорить о демонстрации «геев».Спрашиваю, как они относятся к однополым бракам, а они твердят только о том, что каждый живет,  как хочет. Как  хочет,  так и живет! Смеются!  Думаете,  это случайно? А какая идет промывка мозгов у молодежи: «делай, что хочешь», «живи в свое удовольствие»!

- Удается ли формировать потребность поступать нравственно? Каким образом?

- В стенах медицинского вуза, -рассказывает Ирина Васильевна, - на ситуационных задачах, возникающих в медицинской практике,  на конкретных медицинских случаях. Вот, например, когда студентка - второкурсница зачитывала, как доктор Гааз сидел у постели больной девочки, у которой все лицо было съедено водяным раком, то все затихли. Уже никто не смеялся. Почему, говорю, его святым называли? Вот вы проживете жизнь, а назовут ли вас святыми?  Задумались...

Студенты у нас хорошие, вот только что-то не выучат, что-то позабудут, что-то вообще постараются «пропустить мимо ушей». Студенты как студенты, так было всегда. Только нынешним студентам еще досталось жить на переломе эпох.

- Что изучает предмет «Биомедицинская этика»?

- Стандарт профессионального медицинского образования, в котором биоэтика рекомендуется в качестве обязательной дисциплины, существует уже пять лет,  тем не менее все еще актуальны вопросы о предмете и методах биоэтике.

 

Image
«Православие и проблемы биоэтики»
Данный труд представляет собой коллективную монографию, созданную священнослужителями, врачами, учеными  специалистами в области биомедицинской этики. В книге анализируются вопросы демографии, «целительства», фетальной терапии, искусственного прерывания беременности, технологий с использованием стволовых клеток, рекламы табака и алкоголя, этических комитетов. В статьях представлены способы аргументации в моральных дискуссиях и официальные заявления Церковно-общественного Совета по острым этическим проблемам медицины и здравоохранения.

Биомедицинская этика изучает отношения между людьми в системе здравоохранения вообще и взаимоотношения между врачом и пациентом, в частности.

Изучает эти отношения, во-первых, нормативно,  т.е. на основании традиционных моральных ценностей, норм, правил. И во-вторых, дескриптивно, то есть на основании описания реальных отношений, опросов, анкетирования, мнений, позиций.

Несовершенный характер этих отношений может повредить человеку и обществу.

Профессиональная этика постоянно сопровождает медицинскую практику. Более 25-и веков в европейской культуре формировались, сменяли друг друга различные морально-этические принципы, правила, рекомендации, сопровождавшие медицину на протяжении всей ее истории.

Сегодня все многообразие нравственного многовекового врачебного опыта объединяется и обозначается понятием "биомедицинская этика". Проведенное нами историческое и логическое исследование  обнаруживает, что биомедицинская этика существует  в четырех формах или моделях: модели Гиппократа, модели Парацельса, деонтологической модели и в виде биоэтики.

Несмотря на  различия между этими формами, биомедицинская этика уникальна, прежде всего, тем, что является логически целостной системой знания. Например, известно, что такие ее формы, как модель Гиппократа и модель Парацельса, формировались в диаметрально противоположных мировоззренческих культурах - языческой и христианской. Но даже они теснейшим образом связаны между собой. 10 обязательств "Клятвы Гиппократа" логически сопряжены с ценностями христианской этики -  любовью, милосердием и состраданием. 

Итак, теоретические особенности и морально-этические принципы каждой из перечисленных исторических моделей являются реальными элементами целостной системы профессионально-этического знания и составляют  ценностно-нормативное содержание профессиональной современной биомедицинской этики.

- Ирина Васильевна, расскажите, пожалуйста о СD - диске «Биоэтика сегодня». Какова его задача?

- Задача выпуска этого диска, в первую очередь, утилитарная.  Сотрудники нашей кафедры создали пособие, соединившее в себе  все методические разработки по биомедицинской этике. Электронная форма пособия весьма удобна. Почему? Если мы рассмотрим книжные варианты, то убедимся, что ни одна книга не сможет объединить такое разнообразие материала, которое сегодня существует по курсу «биомедицинская этика».  Этот диск содержит, во-первых, программу по курсу «Биомедицинская этика», дальше идет учебник «Биоэтика в России. Ценности и законы», который я написала специально для медицинских вузов.  Далее  учебно-методическое пособие к семинарским занятиям,  здесь мы видим контрольные вопросы к семинарским занятиям, темы докладов, темы рефератов, ключевые слова, литературу, которую можно использовать студентам при подготовке докладов и для знакомства с предметом, ну и, конечно, для того, чтобы сдать успешно зачет. Есть на этом диске тесты, которые мы даем для того, чтобы студенты могли проверить свои знания. Есть здесь и лекции, которые читают сотрудники нашей кафедры. Каждый из наших сотрудников ведет определенное направление работы, и каждый разработал цикл лекций по своему направлению. Вот эти лекции, их всего 11,  присутствуют на диске в текстовом формате,  ряд лекций дополнен слайдами и озвучен, читают лекции авторы (тексты записаны в звуковом формате MP 3) . Мультимедиа продукт - очень удобная форма для обучения. Студенты всегда могут восполнить, например, свои пробелы, если кто-то пропустил по болезни занятия или что-то не понял.

Очень важный раздел - это публикации научных статей, которые подготовлены сотрудниками кафедры. Эти статьи уже были опубликованы в научных журналах, а теперь мы их даем на диске.  Это также весьма важный раздел, охватывающий практически все направления, которые включает  такая дисциплина, как биомедицинская этика.  В нашем диске есть и анкеты, которые могут реально показать представление студентов по основным проблемам профессиональной этики врача.

Данная форма соответствует современным стандартам передачи и хранения информации, к тому же она очень удобна для студентов, почти все они с удовольствием работают с компьютером, подчас предпочитают именно такую форму. Что ж,  в этом специфика нашего молодого поколения,  и мы должны учитывать это.

 Image  Image

Диск ГОУ ВПО РГМУ РОСЗДРАВА
«Биоэтика сегодня»
Учебник, учебные и методические пособия, тесты, лекции (МР 3), статьи.
Выпуск №1и №2. «Рекомендуется Учебно-методическим объединениям по медицинскому и фармацевтическому образованию вузов России в качестве мультимедийного учебного пособия для студентов медицинских вузов».
Учебно-методическое пособие разработано коллективом кафедры биомедицинской этики РГМУ
Диски можно приобрести по адресу: Москва улица Островитянова, 1, РГМУ кафедра Биомедицинской этики, комната 203.
Телефон, адрес для заказов  тел (495) 434-66-54

 
« Пред.   След. »