Алла Андрианова
"Свобода истинная в том, чтобы сопротивляться греху и не порабощаться ему." (схиархимандрит Иоанн (Маслов)
День выдался солнечный и даже к вечеру яркий. Бриллиантовая капель, стремясь заглушить щебет воробьев и возню ребятишек, копошившихся на почерневшем льду дворовой горки, торжественно возвещала: - Весна! Весна! Весна!
Хотелось чуточку полюбоваться весенней кутерьмой. Присела на краешек скамейки возле детской площадки и вижу: притормозил автомобиль. Сквозь приоткрытую дверь салона слышу музыку, а вслед за ней голоса ведущих какую-то радиопередачу. Какую передачу, я не поняла, но этот разговор "вклинился" в мою память. Возможно, не стоило бы его передавать, чтобы не множить зло, но как тогда обратить на это зло внимание? (Передаю этот разговор дословно). Мужской голос: "...Прекрасное время года, всё пробуждается, обновляется. Весна словно юная чистая девушка...А с чем можно сравнить юную девушку? С чем можно сравнить эту чистоту и свежесть?"
При этих словах я мысленно принялась придумывать сравнения. Мой ряд дополнил второй голос диктора, женский: "...Наверное, с ручейком, пробившимся сквозь горы снега, с чистой струйкой воды, блестящей на солнце..." Мужской голос парировал: "Возможно. Но я бы сравнил юную девушку с чистым, новым... унитазом в дорогом ночном клубе. Таким чистым - чистым, роскошным, прекрасным, сверкающим белизной унитазом, какие бывают только в очень-очень дорогих заведениях для очень-очень богатых господ..." Возражений на это не последовало. Дверь автомобиля затворилась, и он плавно тронулся, унося с собою смердящую радиоволну. Невольная слушательница, я была шокирована и застигнута врасплох хамством. Беспомощный вопрос "что это?" повис в пространстве, где только что звучала эта мерзость. Многим моим сверстникам, особенно коллегам - журналистам, хотелось демократии, свободы слова. Исчезла цензура, получили мы свободу?. Для чего же звучит в свободном эфире сравнение юных дев с предметом санитарии, куда сливают нечистоты? Зачем настойчиво намекают на заведения, созданные для "содомских" увеселений? Возможно, потому, что сегодня публичное слово более "публичной женщины" находится в оковах греха и наживы? Как с этим быть? Есть ли заслон от этого "навязчивого сервиса"? К сожалению, в средствах массовой информации до сих пор нет. В прошлом году законодатели неоднократно поднимали этот вопрос, но так ни к чему и не пришли. Есть ли в учреждениях образования заслоны от вседозволенности? В одной из московских школ Восточного административного округа принято каждый месяц проводить открытые уроки вне стен школы. Ребята вместе с учителями посещают выставки, музеи, театры, парки, кинотеатры...Все это, по мнению педагогов, создает целостное восприятие мира, направленное на воспитание разносторонней личности. Однако посмотрим, какой именно личности? В октябре 2005 года, например, для школьников 6-7 классов был запланирован поход в кино. Ближайший кинотеатр, куда обычно "ходит" эта школа, показывал на утреннем сеансе в 9.00 фильм "Придурки из Хаббарда". Многие дети до последнего сами не знали, на какой фильм попадут. Случайно узнав о том, какой фильм придется смотреть школьникам, некоторые родители предложили заменить поход в кино, например, экскурсией на Красную площадь, тем более что среди 6-классников этой школы много детей из бывших советских республик, которые ни разу не были ни в Кремле, ни на Красной площади; тем более, что в 2005 году впервые праздновался государственный праздник России "День народного единства", который непосредственно связан с событиями на Красной площади, с именами Минина и Пожарского. И что же? Учитель просто не знала, как поступить, совесть подсказывает, что "придурков" лучше бы не смотреть, тем более вместе с классом на родительские деньги, но руководством школы запланировано "всестороннее развитие", преподаватель "Граждановедения", завуч по социальной работе, которая курирует параллель шестых классов, тоже со своими шестиклассниками идет на "Придурков ..." и не только не видит в этом ничего предосудительного, но настоятельно не советует отклоняться от плана мероприятий. А как же совесть? Не думаю, что все педагоги в подобной ситуации намеренно "уводят" детей "не туда". Мы, взрослые, часто сами как дети, не ведаем, что творим, и за красивой оберткой и сладкой начинкой не видим яда. Вот еще один эпизод из жизни московских школ. В декабре прошлого года в школах проходила рекламная акция кондитерской компании "ORION CHOCO PIE". Продавали печенье. Кроме того, детям младших классов предлагалось рисовать картинки, а школьникам 5-7 классов "ORION CHOCO PIE" якобы хотел помочь раскрыть свои творческие способности "в бесконечно интересном мире Фотографии!" - так гласила красочная "зазывалочка" - буклетик. Эти буклеты в присутствии преподавателей пачками раздавали "чужие тети" нашим детям. Может ли попасть на территорию школы посторонней человек и раздавать что-либо школьникам в классах без ведома администрации и учителей? Разумеется, нет! Даже родители обязаны предъявить паспорт охране, прежде чем войти в здание школы. Что же насторожило, например, меня в этой ситуации? Сам буклет? Он выполнен профессионально, на хорошей бумаге, красочный, в нем подробно и доходчиво рассказано и подсказано, как лучше фотографировать животных, людей, предметы. Объявлен конкурс на классную фотографию "Самой классной компании", объявлен и призовой фонд (это всегда заманчиво, особенно для детей), в том числе: "10 лучших фотографий вместе с информацией об авторе будут опубликованы в популярном журнале "Сool GIRL". В школе выделено место для специального красного цвета ящика, куда предложено в запечатанном конверте опускать обертки от печенья. Самому активному сладкоежке обещан фотоаппарат. Навязчивый сервис компании "ORION Сhoco Pie" в стенах школы? В некоторых классах "активные тети" от фирмы рассказывали малышам, что на собранные от продажи печенья деньги будет строиться новая шоколадная фабрика...этой заграничной фирмы?! Сладкие соблазны, которые формируют отклонение в рационе питания школьников, - это еще не всё. Если мы обратимся к "компаньону"фмрмы "ORION Сhoco Pie" к журналу "Cool GIRL", что можно перевести как "нахальная, ветреная или равнодушная девочка", то о соблазнах можно будет говорить уже в другом смысле. Обозначенный журнал, вряд ли, можно рекомендовать детям, если, конечно, стремишься воспитать человека целомудренного, имеющего целостное, не поврежденное грехом сознание, особенно девочку, в будущем жену и мать, а не "сool GIRL". Вот, например, что советует своим читателям этот журнал в мартовском номере 2006 года (стр. 45) в материале "Любовный этикет" : "7 видов вранья. О чем не нужно лгать в постели ", "7 запретных вопросов. О чем не нужно спрашивать в постели". А вот чему учит это СМИ, услужливо пропагандируемое среди школьников 5-7 классов нашими учителями в заметке "Отдаться = сделать одолжение" (позволю себе процитировать несколько строк, чтобы не быть голословной): "Аня всегда была самой красивой девочкой не только в классе, но и во всем районе...Аня позволяла себя целовать с такой надменностью, будто оказывала величайшую милость, и не утруждалась ответной лаской...Вывод не требуется....нечего задаваться...ты ведь не льдышка и не бревно..." Внимательно посмотрите при случае, что это печатное издание пропагандирует еще, что рекламирует, чему является организатором, за что агитирует, что вносит в умы и души своих читателей - наших детей? Сейчас наши СМИ отмежевываются от своих родовых функций (быть коллективным агитатором, пропагандистом, организатором), но студенты факультета журналистики советских лет знали назубок, что это - неотъемлемая часть СМИ. Новые идеологи СМИ бравируют тем, что теперь они только информируют и развлекают. Не верьте! Можно пропаганду назвать рекламой и прочее, и прочее, главное, что по существу стоит за информацией... Нужно ли это все нашим детям? Нужно ли им учиться быть "придурками" под невольным присмотром классного руководителя? Нужно ли им учиться распущенности, сексуальной вседозволенности под присмотром администрации школы и при участии "добрых тетенек" - представителей кондитерских фирм? Этот вопрос к незадачливым педагогам, которые своим попустительством неизвестно куда уводят наших детей, и к нам, родителям, которые вверяют своих чад современным педагогам, снимая с себя ответственность за воспитание своих детей, не интересуются теми программами, по которым школа "всесторонне" их развивает". Можно, сколько угодно вести предмет "Граждановедения", но не воспитать гражданина своей страны. Можно, сколько угодно уповать на ОБЖ, но духовная и физическая безопасность от этого не станет реальностью. К сожалению, эти учебники и предметы малоэффективны и не затрагивают самых главных вопросов. Если поступаться своей совестью и кивать на то, что "по телевизору и не такое показывают", так то, что сейчас иной раз показывают по телевизору, войдет не только виртуально, но и реально в каждый дом. И уже входит...А что делать? На этот вопрос попытались ответить большинство участников Рождественских чтений. А секция "Воспитание целомудрия" поставила вопросы воспитания в основу своей работы. Началась она с обсуждения нового учебного пособия "Культура семьи", авторы: Н.Храмова, Г.Алексеева, А.Сараева. Но сначала о целомудрии сказал свое слово владыка Серафим |