Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru
Новости Православного медицинского сервера

 

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы

Владимир Потиха
Владимир Потиха
Владимир Потиха, активный участник "Движения в защиту жизни" из Нижневартовска, историк по образованию, окончил Московский историко-архивный институт. Владимир - отец четверых детей, впервые узнал о ПМПЦ "Жизнь" из Интернета после того, как пришлось самому принимать роды у жены. Но об этом я узнала позже, а на секции "Воспитание целомудрия" во время Рождественских чтений Владимир  демонстрировал  свой новый мультимедиа продукт, посвященный пропаганде семейных ценностей, и предложил создать базу данных программ, которые  пропагандируют традиционные семейные ценности в молодежной среде.

Наша программа выполняется общественной организацией «Культпроект НижнеАРТовск» при поддержке Комитета по молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа    Югры.

Наш первый  проект - выставка «Молчаливая революция» - воспроизводится уже в более чем 20 городах России и на Украине. Она рассчитана, в первую очередь, на старшеклассников и студентов. Сколько  молодых уже «прошли через нее», получили  актуальные знания в сфере предотвращения асоциального поведения - трудно сказать. Их очень много. Выставка «Молчаливая революция» была сделана, чтобы заставить задуматься над тем, что такое жизнь, зародившаяся в утробе матери, и что аборт - это лишение жизни, данной человеку Богом и родителями. Причем лишение жизни с согласия самих же родителей. «Молчаливая революция» шокирует своей неприкрытой правдой: аборт есть убийство. Но эта выставка, как мы убедились из отзывов многих ее посетителей, в том числе педагогов, врачей, родителей и самих молодых людей, свою функцию выполняет. Она заставляет задуматься, остановиться, оглянуться и не сделать рокового шага.

Выставку «Молчаливая революция» некоторые  воспроизводят точно так же,  как  и мы,  другие дополняют своими экспонатами, значит, это дело живое и нужное людям.

Цель нашего нового проекта - организация базы данных отечественных и зарубежных программ, направленных на утверждение в молодежной среде традиционных семейных ценностей. Программа эта секулярная, то есть не позиционируется как православная. В ее  основе такие ценности семьи, как целомудрие и воздержание, супружеская верность, святость человеческой жизни с момента зачатия, ориентация на крепкую многодетную семью как норму для семейной жизни. Деятельность в рамках проекта предполагает  мониторинг законодательных инициатив отечественных и зарубежных программ, инновационных технологий, PR-компаний по соответствующей тематике, отбор оптимальных образцов, отвечающих  эффективности  и соответствующих  национальному менталитету.  Что мы имеем в виду? Предотвращение ранней половой активности подростков, разводов, эпидемии заболеваний, передающихся половым путем, абортов и другие негативные последствия, которые ведут за собой пренебрежение к традиции и утрате целомудрия.

Надо сказать, что этот проект разработан, прежде всего, для государственных структур, и в первую очередь, для общеобразовательных школ, поэтому мы избегаем демонстрировать свою конфессиональную православную принадлежность. Наоборот, скорее опираемся на зарубежный опыт, следуя притче, которая гласит, что в своем отечестве пророков не бывает. При ведении переговоров с государственными чиновниками, как выяснилось, очень полезно бывает обращаться к аналогичному опыту зарубежных стран и, прежде всего, нашего основного геополитического соперника  США.

Проблемы, которые переживает Россия, начиная с 90-х годов прошлого века, не являются чем-то уникальным, и то же  самое произошло в большинстве стран мира, когда-то христианских. В  частности, в Америке эти тенденции принесла секс-революция 60-х годов. В зарубежной историографии доказана и обоснована теория о том, что сексуальная революция была проведена с помощью технологий социального маркетинга в целях снижения демографической напряженности и для сохранения властных позиций мировой «элиты». Иными словами,  была поставлена цель  снизить рождаемость, и с помощью сексуальной революции эта цель выполняется.

Последствия социальной революции для нации весьма печальны: деградация населения, которая заканчивается вымиранием, рост наркомании, преступности и всех прочих пороков, которые мы сейчас и наблюдаем у себя в стране.

Как же начали бороться в Америке со всеми этими проявлениями? Еще до принятия государственной программы активисты движения в защиту жизни стали пропагандировать воздержание.

У нас в России пока эти программы не получили распространения. Сейчас,  отчасти, только трезвенническое движение использует их, предлагая принять обет воздержания от употребления алкоголя, наркотиков и табака. Такая форма считается весьма эффективной. В Америке еще до принятия государственных программ уже около 850 тысяч человек было охвачено программами воздержания.

Другое направление - это движение в защиту жизни и центры кризисной беременности, где женщинам, которые собираются  сделать аборт,  оказывают психологическую помощь, а при необходимости  и финансовую, моральную поддержку. В Америке в 1986  году была оказана поддержка более чем 12 000 человек, в 1997 году уже 820 000 человек было охвачено этими программами.

Статистика очень интересная, особенно для нас, потому что в России сейчас существуют всего лишь около десятка центров кризисной беременности. Открытие этих центров было инициировано ПМПЦ «Жизнь», и большинство из них поддерживается только «Благотворительным фондом в поддержку семьи, материнства и детства».  В «безбожной» Америке даже  до того, как государство «развернулось» в эту сторону, ситуация была гораздо лучше. Лекторские группы, разные курсы, обучающие молодежь воздержанию до брака и традиционным семейным ценностям, к 1997 году уже охватывали около 1 миллиона человек.

Результаты дали о себе знать. И даже независимые эксперты отметили падение числа подростковых беременностей и числа абортов благодаря такой работе энтузиастов, частных фондов и церковных общин.

Отмечено также, что сократилось использование презервативов и других контрацептивов подростками. А многие подростки предпочитают сохранять девственность до вступления в брак.

Надо сказать, что прагматичные американцы подсчитали, что ежегодно половая распущенность и добрачные половые связи подростков приносят и экономические убытки порядка 35 миллиардов долларов.  Сумма была значительной,  и конгрессмены заинтересовались положительным опытом неправительственных организаций, чтобы сократить убытки, пропагандируя традиционные ценности. Кризис, в который была  ввергнута страна в результате полового просвещения, вынудил принимать экстренные меры. В 1996 году произошло знаковое событие для США, а именно: было принято Приложение к Закону о социальной  реформе, согласно которому государство начинало финансировать образовательные программы с помощью системы грантов, направленной на обучение молодежи сексуальному воздержанию до брака, а также воздержанию от алкоголя и психотропных веществ. Участникам этих программ запрещается пропаганда так называемого «безопасного» секса, контрацепции и так далее.

Надо сказать, что Америка на серьезном уровне ведет такую государственную политику, которая направлена на воздержание. Президент Буш в своих выступлениях отмечает: «Воздержание - наиболее надежный и на 100 процентов эффективный способ предотвращения нежелательной беременности и заболеваний, передающихся половым путем». Политическая воля была проявлена, несмотря на бурю  протестов, которую подняли либеральные СМИ и политики, лоббирующие производство контрацептивов и презервативов. Государственные программы воздержания  действуют в США около 10 лет. До 2003 года на них было потрачено около полмиллиарда долларов, к 2006 Буш довел сумму до 273 миллионов долларов. Так государство спонсирует программы, направленные на воздержание в молодежной среде. Благодаря просемейной политике, американцы рассчитывают увеличить  свое население до 350 миллионов человек в 2050 году и выправить демографические перекосы, которые образовались в  результате сексуальной революции.

Большинство этих программ разрабатываются внутри религиозных, христианских организаций, но имеют две формы: гражданскую (для общеобразовательных школ) и основанную на религиозной мотивации. Там, куда  не пускают с религиозными программами, предлагают программы в секулярном варианте; там, где имеется возможность говорить о религиозных основаниях семейных ценностей, там предлагаются программы, основанные на вере.

Кроме различных образовательных курсов, видеофильмов, компакт-дисков, движение подготовило всевозможную продукцию: баннеры, различные наклейки, майки, воздушные шары, ручки и прочее, с символикой движения и призывами к воздержанию.

Американцами подготовлено большое количество полиграфической продукции.  Некоторые плакаты можно и нам использовать, переведя тексты с английского языка на русский  или наполняя их своим содержанием. Вот, например, надпись на плакате, которая звучит так: «Что такое настоящая любовь? Как ты узнаешь ее, когда встретишь?», и ответ из 13 главы послания апостола Павла: «Любовь долготерпит, любовь не ищет своего...» Правда,  здесь не говорится, кто дал это определение «любви», но сами слова апостола начертаны.

Также в Америке получили популярность курсы, которые, если перевести дословно, звучат так: «вторая девственность».  Это курсы реабилитации для подростков, которые, не осознавая  того, что делают, вступили в сексуальные отношения и теперь жалеют об этом. Здесь подросткам помогают изменить своей порочный образ жизни. Эти курсы пользуются большой популярностью. Думаю, и этот опыт во многом полезен  для нашего общества.

Чему хотелось бы поучиться у американцев, так это их политической активности.  Призыв на одном из плакатов звучит следующим образом: «Голосуй в защиту жизни!» На выборах всех уровней  любой кандидат подвергается лоббированию со стороны традиционных христианских кругов, чтобы на государственном уровне была поддержка просемейных программ. В частности,  благодаря таким усилиям в защиту жизни, пару лет назад президент Буш подписал Закон о запрете абортов на поздних сроках беременности.

Думаю, ради защиты жизни стоит пользоваться теми наработками, которые принесли уже положительный результат «за океаном», тем более, что наши отечественные чиновники часто с благоговением «смотрят на Запад», не зная, что, кроме программ «Планирования семьи» и разрушения семейных ценностей, есть на Западе и программы «В защиту жизни». 

Наш опыт показал, что можно получить государственное финансирование,  используя международный опыт.

Что происходит у нас в стране? У нас сегодня аборты финансируются за счет обязательного медицинского страхования. Кем бы человек ни был, как бы он ни возражал против абортов, но если ты законопослушный гражданин, то платишь налоги, а значит, финансируешь аборты.  Прямые расходы на аборты сегодня составляют 5% от всего бюджета, направленного на здравоохранение. Эти цифры были озвучены высокопоставленным чиновником Министерства, Шараповой.  Суммы значительные.

Думаю, надо требовать у законодателей, чтобы эти деньги шли на программы по предупреждению абортов и по укреплению семьи и пропаганде семейных ценностей. И это следует предложить от нашей секции «Воспитание целомудрия».

Самым большим количеством детей, рожденных от одной матери, официально считается 69: столько детей родила жена Федора Васильева, крестьянина из Шуи (Россия). От 27 беременностей она родила 16 пар близнецов, 7 троен, 4 раза по 4 близнеца. Это также и самое большое число рождений близнецов в одной семье. В младенчестве умерло всего 2 ребенка. (Книга рекордов Гиннеса)

После работы секции гл. редактор журнала «Вестник - ЖИЗНЬ» попросила Владимира немного рассказать о своей семье и  об участии в движении в защиту жизни.

- Как зовут Вашу супругу, Ваших детей?

- Жена - Александра. Дети- Павла, Арсений, Макарий и Глафира. Сейчас мы ждем прибавления в семействе. Первые роды были в поезде. Вторые - дома.

- Вы не перепугались?

- Нет. Наоборот. Было такое колоссальное ощущение радости, счастья, причастности к вечному. В мир приходит человек, наш ребенок, которого мы долго ждали, любили. Меня это так потрясло, что после рождения сына я принял крещение. Жена была крещена в детстве, но не была церковным человеком.

- Первые дети вас привели в Церковь, и вы так «осмелели», что и остальных стали рожать дома?

- Примерно так. А еще мы хотели  как-то выразить свою благодарность Господу, что-то такое сделать, рассказать о своем родительском счастье, поддержать других. Хотелось говорить о рождении, о жизни, и когда мы «залезли» в Интернет, то попали на сайт Центра «Жизнь», а там...Аборты.

Мы стали сотрудничать с ПМПЦ «Жизнь», потому что поняли простую вещь: чтобы появлялись на свет дети, надо, чтобы женщины не делали абортов.

Мы с женой однокурсники, оба учились в Москве, в историко-архивном институте. После окончания вуза поженились и уехали туда, где жила супруга, в Нижневартовск. А еще мы единомышленники и работаем вместе. Над проектами, связанными с ПМПЦ «Жизнь», больше приходится трудиться пока мне, потому что я сейчас нахожусь в отпуске по уходу за ребенком. А жена пока работает в проектной мастерской. Но скоро ей идти в декретный отпуск, а мне нужно будет искать работу, чтобы кормить семью.

- Вам снова предстоит самому принимать роды. Вы к этому готовы? Есть ли у Вас специальные знания?

- У нас есть знакомая повитуха, которая когда-то все нам рассказала, дала книги, видеокассеты, но сама не смогла присутствовать при родах. Так что принимать пятого ребенка, надеюсь, тоже придется самому.

- А  в женскую консультацию Ваша  жена ходит? На учет по беременности встает?

- Конечно. Только мы себе «отругали» право на минимальное вмешательство врача, а именно, единственное ультразвуковое обследование за время беременности и щадящий осмотр.  Если женщина практически здорова, что может помешать ей родить здорового ребенка? Вот, например, сейчас женщинам делают прививки от краснухи. Прививочный материал готовят из абортивного материала. Мы категорически этого не приемлем. Краснуха тем страшна, что повышается вероятность патологии плода, хотя не настолько, чтобы делать аборт, и не настолько, чтобы из абортированных младенцев делать прививочный материал. Вот раньше эта проблема решалась просто.

- Как именно?

- Краснушными чаепитиями. Если узнавали, что кто-то из детей заболел краснухой, то привозили в этот дом девочек со всей округи «в гости на чай». Дети общались и, как правило, заболевали краснухой, а, переболев, уже имели стойкий иммунитет. Вот и все.

В.Потиха и протоиерей Максим Обухов в перерыве заседания секции «Воспитание целомудрия»
В.Потиха и протоиерей Максим Обухов в перерыве заседания секции «Воспитание целомудрия»
- Возможно, кто-то, прочитав Ваше интервью, возьмет себе на заметку «краснушные чаепития». Думаю, на приходах, например, можно вывешивать приглашения в гости по этому поводу, или в школе, или в  детском саду. Такое простое решение, спасибо, что напомнили об этой традиции. Пусть это будет первый взнос в «копилку народной мудрости» нашего журнала. Если наши читатели вспомнят еще какие-то традиционные решения подобных актуальных проблем, просим поделиться ими с редакцией. А редакция разместит ваши предложения в рубрику «Наши традиции».

 
« Пред.   След. »