Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
СЕМЬЯ и ШКОЛА
ШКОЛА для РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

РОДИТЕЛЯМ - НА УТЕШЕНИЕ, ОТЕЧЕСТВУ - НА ПОЛЬЗУ

Галанова А.Д. - учитель начальных классов МОУ
Пуреховская средняя общеобразовательная школа

Философы Кирилл и Мефодий составили славянскую азбуку. Это тридцать и восемь слов. Не букв, а слов. Каждая буква обозначает не звук, а слово. Если читать славянскую азбуку, то сразу получается: Аз Буки Веди  «я буквы ведаю, учу, знаю», т.е. ребенок хочет быть грамотным, ученым. А для чего? Дальше Г, Д. Глаголи Добро - «говори добро». Добро может делать только сильный духом человек, с чистым сердцем. Он делится, а не берет (не уподобляется животному, не хватает себе лучший кусок).

Дальше - Добро Есть Жизнь - "живите". Живи как птичка Божья. Построила гнездышко, вывела птенчиков, а пришел вечер  сложила крылышки, чтобы с рассвета вновь щебетать и приносить радость и пользу, радоваться жизни... Трудись: руки, ноги и глаза человеку даны, и солнце, и реки, и моря, и сады. Хорошо земное, но душа-то выше. Вот суть человека. Иже Како Люди Мыслите Наш Он Покой. Какие бы мы земные блага не имели, а полноту, радость жизни найдем только в духовности, нравственности. В ладу с собой, в мире с окружающими.

Как красиво звучит: Рцы Слово Твердо. Рцы - «речь». Говори слово твердо, держи ответ за слово, т. е. сдержи его. Да - это да, нет - значит нет. Все остальное от лукавого. Не мудри. Сколько зла творится в мире руками, а все начинается со слов:"сначала было слово, потом - дело". Говори слово твердо, не торгуй, не злоупотребляй словами. Будь обязательным в большом и малом. Вот какое богатство несет славянский язык. Вот духовный смысл, фундамент, он заложен в православной азбуке, на которой мы говорим, общаемся, читаем, пишем. Смысл ее открывает пласт человеческой сущности. "Честь держи", "честь имей", "защити честь и достоинство". В настоящее время, как никогда, нужны честь и совесть людям. Память о прошлом, правильная оценка настоящего, забота о будущем. Вот почему тема духовно-нравственного воспитания так актуальна сегодня. Если мы, учителя, станем просто урокодателями, а не духовными наставниками детей и образцами нравственности для молодого поколения, наша страна может исчезнуть с карты мира. История это доказала.

Вот почему я с волнением жду первой встречи с родителями нового класса, готовлюсь к ней, заранее изучаю семьи, благо на селе все на виду. И вот день знакомства. Рассказываю им о себе, что жду от них, т.е. родителей и от будущих учеников. Примерно так: "Здесь сегодня собрались люди, у которых разное образование, разные характеры, разные взгляды на жизнь, разные судьбы и социальное положение, но есть одно, что объединяет нас - это дети, мальчики и девочки, которые могут стать радостью или горем родителям. Сегодня, сидя за партой на том месте, где будет сидеть ваш ребенок, мы будем постигать формулы родительской педагогики.  Запишем: 1. Единые требования отца и матери к ребенку. 2. Значимость похвалы для ребенка. 3. Трудовое участие каждого в семье. 4. Разделение материальных благ в семье. Вдумайтесь в эти законы, постарайтесь выполнить их.  Рассказываю родителям о психологических тонкостях ребенка этого возраста. Прошу, особенно в первый год обучения, щадить психику ребенка, больше читать ему, учить слушать и слышать, учить выражать свое мнение. Это хоть и маленькая, но уже личность. Первые 4 года родители должны жить для своих детей.

Планируем предполагаемый результат:

1 класс - родители "глаза в глаза" с ребенком;

2 класс - помощь издалека;

3 класс - разовая помощь, больше самостоятельности ребенку;

4  класс - выпускной, дети самостоятельны, они умеют учиться, добывать знания, платформа к обучению в среднем звене подведена.

Дети у учителя и родителей общие, очень хочется взаимопонимания и сотрудничества.

- Раздаю родителям анкеты, содержащие вопросы о себе и ребенке, его здоровье и перенесенных заболеваниях, особенностях поведения и психики. В анкете есть вопросы: «С кем сын или дочь дружат? Что нравится в характере? Чем увлекается? На что следует обратить внимание? Чем можете помочь классу, школе? Каким хотите видеть ребенка, учителя?»

Еще ответственнее первая встреча с ребенком. Ставлю его очень близко от себя, с интересом разглядываю, спрашиваю, на кого он похож, восхищаюсь его необычностью, умом, вселяю уверенность. Поздравляю с праздником 1 сентября, вручаю каждому письмо-поздравление с началом учебного года.

В первую неделю сентября готовимся к совместному родительскому собранию, на котором каждый малыш с помощью папы, мамы должен рассказать о себе, что он умеет, любит ли рисовать, петь, танцевать, посвящают учителя в семейные традиции. У меня с детьми есть маленький секрет - это конверты-ключики, в которые мы вкладываем наиболее удавшиеся детские творческие работы: рисунки, записи, сочинения, высказывания, письма, рассуждения, результаты анкет, наблюдений. На выпускном вечере в конце 4 класса эти конверты вручаем папам и мамам. Это продолжение истории семьи.

Я отдельно веду дневник наблюдения "Динамика развития ребенка" и анализирую тесты, которые проводятся мной 2 раза в год. "Воспитанность", "Особенности характера и поведения", "Познавательные способности", учитываю мнение родителей, самих детей. Например, детям раздаю анкету "Что я делаю", где записаны слова парами: враждую - дружу, жадничаю - делюсь, делаю назло - помогаю, лгу - говорю правду, причиняю боль - доставляю радость, завидую - не завидую, обзываюсь - разговариваю вежливо. Анализируя анкеты  тесты детей и родителей, делаю выводы и сама отмечаю особенности характера, воспитанность, познавательные способности с 1-го по 4 класс, а дальше передаю свои наблюдения учителю в среднее звено (преемственность духовно-нравственного воспитания). Учу детей самих анализировать свои поступки, мысли, чтобы они могли отличить плохое от хорошего, понимали, что растут родителям на радость, Отечеству - на пользу.

Много лет работая с детьми, не оставив ни одного на повторный год обучения, успешно обучая второгодников, я твердо убеждена, что это мне удавалось благодаря тому, что мои уроки  это не натаскивание детей, не зубрежка правил, а целенаправленное воспитание личности. Дети - мои сотрудники, вместе путешествуем, вместе делаем открытия, творим, наблюдаем, думаем, ищем нрав и дух человека, учимся видеть человеческие пороки. Перед уроком дети сами определяют значимость изучаемого предмета в образовании и на ведущее место ставят воспитывающую задачу, а именно: умение организовать себя на уроке, слышать. Эта работа направлена на решение важных педагогических задач: развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры, организация учебной деятельности каждого ребенка, учет индивидуальных особенностей каждого и построение на этой основе дифференцированного подхода в обучении. Например: накануне изучения притчи "Блудный сын", предлагаю тем, кто не ленивый, подготовить материал о Библии, (книге книг) и что такое притча. Знакомясь с текстом, выбираем с карандашами в руке, где оступился младший сын: непослушание отцу, доверчивость незнакомцу, стремление к беззаботной жизни, к пьянству, неумение трудиться довели его до отчаяния. Но самое главное  он нашел в себе силу духа вовремя одуматься и покаяться перед отцом, а тот, как глава рода, простил его и поддержал в трудную минуту, надеясь, что его сын начнет новую жизнь.

Главное место отводится философии текста, чему она учит. Эту работу можно разнообразить творческими заданиями: чтобы ты изменил в сюжете, продолжи, придумай свою концовку и т.д. Дети строят диалог, составляют реплики, обыгрывают кульминацию "Отец, отец, я все понял, прости меня!" - "Да как же я тебя не прощу, ведь ты же сын мой".

"Чтение - вот лучшее учение", "Кто много читает - тот много знает". В классе создается атмосфера уважения к читающим, начитанным ученикам. Ведь чтение учит мыслить, искать подтекст - философию произведения.

Большую возможность для духовного и нравственного развития детей представляют уроки русского языка. В образовании русский язык занимает центральное место. 

Стремлюсь давать задание, чтобы дети всегда были в поиске нравственности и духовности: "Подбери родственные к словам: род, дух, отец, мать", "Разбери слова по составу: счастье, спасибо, поведение, настроение". Произносим слово, вслушиваемся, слушаем себя, друг друга, обсуждаем. Говорит только тот, кто сообщает что-то новое, не повторяется, развиваем "языковое чутье". Часто обращаемся к толковому словарю и энциклопедии. Слова многогранны не только по написанию, но и по звучанию. Словом можно оскорбить человека, уничтожить желание, и словом же можно возвысить, творить чудеса, вдохновить на подвиг и терпение, поэтому нам нравится погружаться в родной язык.

Воспитывать духовность помогают нам наши имена. Что значит имя, которое ты носишь, интересует каждого человека. Не имя украшает человека, а человек имя. Интересны и судьбы святых, и жизни великих людей, которые носят с тобой одно имя, являются твоими тезками. В каждом имени будто сияет самое лучшее, что должно быть и есть в этом человеке. Екатерина - чистое сердце, Ирина - мир, согласие... В нашем классе бывают целые именинные времена года, где связаны два, три поколения. А вот один осенний день, 30 сентября, в народе зовется всесветными именинами. Это день памяти святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софьи. В этот день в семье может быть сразу четыре именинницы, которые своими именами напоминают нам о самом важном в любой человеческой жизни - о любви, о вере, о надежде, а имя Софья обозначает  мудрость.

В моих классах всегда есть место для стендов "Моя родословная". Это большая кропотливая работа детей, родителей, бабушек и дедушек по выявлению и восстановлению своих родословных ветвей. Многие гордятся своими родами, а без памяти и семьи нет, и духовности. Обязательно провожу классные часы: "Вырасту родителям на утешение, Отечеству - на пользу". Идет длительная подготовка, поднимаются семейные архивы, используются фотографии, газетные выдержки и даже Книга памяти. Кто были наши предки, наши учителя? Кто мы? Где мы живем?  А живем мы в селе Пурех, в бывшей вотчине Д. М. Пожарского.

Помогает в нравственном воспитании и работа с вопросами и ответами в паре. Детям раздаю по вопросу, они отвечают друг другу и придумывают свои вопросы. Например: Всегда ли ты слушаешься папу и маму? Не повторяют ли они тебе 2 раза? Не смотришь ли ты все подряд по телевизору?

Image
Лариса Михайловна Морозова – учитель 3 класса «Б» московской школы 789 вместе со своими учениками и их родителями, бабушками озеленяют пришкольный участок. Этот труд сближает разные поколения.
Умеешь ли ты уступить, извиниться, простить и помириться с другом? 6. Как ты ведешь себя на улице? Не паясничаешь ли? Не смеешься ли над старостью? и т. д. С 1-го класса веду дневник наблюдений за детьми, иногда делюсь с родителями. Вместе наблюдаем и отслеживаем динамику развития детей, их духовный и нравственный рост, как личностей. Думаю, что в среднем звене мои преемники продолжат эту работу и мы не потеряем детей в жизни, они не сломаются от трудностей, так как в них заложен твердый стержень, дух, нрав русского человека, готового пожертвовать собой, вовремя прийти на помощь родным, родителям, который гордится своим именем, родом, семьей, селом, родиной. Сдержит слово и будет опорой окружающим и близким, а значит, вырастет родителям на утешение, Отечеству - на пользу.

 
« Пред.