Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru
Новости Православного медицинского сервера

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
СЕМЬЯ и ШКОЛА
ШКОЛА для РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

СЧАСТЬЕ ИСТИННОЕ – В БЛАГОЧЕСТИИ

 Лидия Михайловна ДОНЧЕНКО

Тема урока: Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза».

Цель: Духовно-нравственное воспитание учащихся посредством слова.

Задачи:

Образовательные: обучать учащихся анализу повести Н.М.Карамзина «Бедная Лиза» с целью развития мышления детей и формирования мировоззрения, основанного на традициях русского народа.

Воспитательные: формировать нравственные качества и семейные ценности, воспитывать добропорядочного семьянина на примере текста повести Карамзина; воспитывать эстетический вкус, любовь к художественному русскому слову.

Развивающие: совершенствовать устную речь учащихся и филологическое мышление, навык работы со справочной литературой.

Image
Лидия Михайловна ДОНЧЕНКО, учитель русского языка и литературы московской общеобразовательной школы № 766, кандидат педагогических наук, член медальной комиссии г.Москвы, дважды лауреат премии «Гранд» Правительства Москвы, дважды обладатель Премии схиархимандрита Иоанна Маслова, лектор Московской педагогической Академии, постоянный участник и докладчик на различных секциях «Рождественских образовательных чтений».

 

Оборудование: портрет Н.М.Карамзина; «Симфония по творениям святителя Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна (Маслова), Иеромонах Порфирий (Левашов) «О воспитании девиц в духе истинно христианском».


Ход урока:

Слово учителя:

Недавно мы с вами изучали комедию Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». Один положительный герой комедии - Стародум, выразитель мыслей самого автора, говорит: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время». Карамзин скажет так: «Меня не будет - но память моя не совсем охладеет в мире; любезный, нежно образованный юноша, читая некоторые мысли, некоторые чувства мои, скажет: он имел душу, имел сердце!» Значит, и для Фонвизина, и для Карамзина основные ценности одни и те же. Вспомните, какой вывод мы сделали о наказе отца Стародума, в чём смысл этого наказа?

Учащиеся: Отец хочет видеть Стародума добродетельным человеком, а добродетель должна быть в душе и исходить из сердца. Поэтому так важно воспитать своё сердце чистым, а душу благочестивой.

Учитель: Да, правильно. Вот поэтому положительный герой комедии Стародум много размышляет о воспитании добродетели: «главная цель всех знаний человеческих - благонравие; добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может». И Карамзин мечтает о том времени, когда благонравие и добродетель займут в обществе достойное место: «Когда же свет учения, свет истины озарит всю землю и проникнет в самые темнейшие пещеры невежества, тогда... может быть, настанет златый век поэтов, век благонравия, - и там, где возвышаются теперь кровавые эшафоты, там сядет добродетель на светлом троне».

И его повесть «Бедная Лиза», написанная в 1792 году, учит воспитанию добрых нравов, предостерегая своих читателей от возможного падения, подводит нас к мысли, что «счастье истинное - в благочестии».

Главным же качеством автора, по мнению самого Карамзина, является чувствительность. Если ты сам способен плакать и смеяться со своими героями, то и для читателя твоя книга будет полезна. Потому что главная задача писателя - пробудить в читателе добрые чувства. «Говорят, что автору нужны таланты и знания: острый, проницательный разум, живое воображение и проч. Справедливо, но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное сердце, если он хочет быть другом и любимцем души нашей», - так считал Карамзин, и таким автором был он сам. Да, воспитание души и сердца - одна из основных задач каждого человека: как родителей, так и детей. Об этом пойдёт наш разговор на сегодняшнем уроке. Итак, приступим к анализу повести.

Лиза воспитывается в благочестивой семье. Мать её уже пожилая женщина, но как чиста её душа! Прочитайте отрывок повести о том, как старушка радуется утру, начиная со слов: «Старушка, подпираясь клюкою...» (с.202).

Учащиеся читают отрывок.

Учитель: Эта женщина тонко чувствует Всемогущество Божие, Его Премудрость и заботу о человеке, она понимает, что в мире нет такой вещи, которая была бы создана Богом не на пользу человеку.

Прочитайте статьи «Симфонии...» «Бог Всемогущий управляет миром» (с.67) и «Бог, о Его премудрости в творении мира» (с.68), «Всё творение проповедует благость Божию» (с.71). Ответьте на вопрос, созвучны ли размышления матери Лизы статьям «Симфонии...»? О каких её чертах вы можете сказать, соотнеся эти отрывки?

Учащиеся: Да, созвучны. Мать Лизы - человек благочестивый, ощущающий постоянное присутствие Божие и Его благость к человеку. Чувствуется, что она добродетельна.

Учитель: Человек, который ощущает вездеприсутствие Бога, учится страху Божьему, об этом говорится в «Симфонии...». Значит, мать Лизы  обладает этим даром Божьим - страхом. Прочитайте статью «Симфонии...» «Страх Божий и духовная радость есть признак живой веры» (с.994).

Учащиеся читают.

Учитель: Вот каким драгоценным даром обладает мать Лизы, поэтому, будучи человеком пожилым, она имеет и духовную радость, и веселие, и постигает истинную сущность вещей. А Лиза так же, как и мать, способна чувствовать вездеприсутствие Бога в красоте природы? Для ответа на этот вопрос прочитайте отрывок повести со слов: «Ах, матушка! - сказала Лиза матери своей, которая лишь только проснулась...» (с.201)

Учащиеся: Нет, такого глубокого понимания красоты природы у Лизы нет.

Учитель: Теперь, наверное, вам ясно, что только по вере и добродетели Господь посылает Лизиной матери любовь и счастливую жизнь. Расскажите о супружеской жизни матери Лизы.

Учащиеся: Иван, будущий муж матери Лизы, увидев её, полюбил. Всю свою жизнь они жили в любви и согласии. Мать говорит: «Ах! Мы никогда не могли друг на друга наглядеться - до самого того часа, когда лютая смерть подкосила ноги его». Он умер на руках жены. Муж любил работу, хорошо пахал и вёл всегда трезвую жизнь (с.203, 196).

Учитель: Семейное счастье в первую очередь зависит от женщины, от её кротости, благоразумия, благочестия. И если женщина благочестива, то в её доме счастье и любовь, как в доме матери Лизы. В брошюре иеромонаха Порфирия (Левашова) «О воспитании девиц в духе истинно христианском» даются наставления, как вести себя, чтобы Господь послал семейное счастье и любовь.

Иеромонах пишет: "...на нее (на жену) ложится обязанность разделять все многочисленные его (мужа) труды и заботы, счастье и невзгоды, благодушно переносить суровость и все странности его характера, поддерживать падающие силы его духа, разнообразить и возвышать его радости, содействовать просвещению ума и сердца детей своих, управлять домом, насаждать вокруг себя дух мира, согласия и любви. А все это каких высоких требует от нее доблестей, какого благоразумия, какой предусмотрительности, какой кротости, какого терпения, какой любви! И сколько затем еще приведется ей переиспытать и перечувствовать горького, сколько пережить - неблагодарность, досады, оскорбления, неверность! Можно сказать вообще, что ее страданиями искупается семейное благо." Так важно назначение жены!

Мир прекрасен в той мере, в какой женщины сохраняют верность своему долгу». Карамзин не описывает семейные тяготы, которые есть в каждой семье, он говорит только о любви мужа и жены, которая покрывает всё. Значит, как вы поняли, какими качествами характера обладала мать Лизы?

Учащиеся: Кротостью, смирением, благочестием, благоразумием...

Учитель: А как мать воспитывала свою дочь? Какие отношения были между ними?

Учащиеся: (с. 196) Мать воспитывала дочь трудолюбивой, она ткала холсты, вязала чулки, собирала для продажи цветы и ягоды. Они любили друг друга. Лиза была послушной и почитала родителей. «Чувствительная, добрая старушка, видя неутомимость дочери, часто прижимала ее к слабо бьющемуся сердцу, называла божескою милостию, кормилицею, отрадою старости своей и молила Бога, чтобы он наградил ее за все то, что она делала для матери.

«Бог дал мне руки, чтобы работать, - говорила Лиза, - ты кормила меня своею грудью и ходила за мною, когда я была ребенком; теперь пришла моя очередь ходить за тобою...» Мать волновалась, когда дочь куда-нибудь уходила, благословляла её, молила Господа защитить дочь от злых людей (с.197). Отношения между Лизой и матерью были доверительными.

Учитель: Выполняет ли Лиза обязанности дочери по отношению к своей матери? Для подготовки ответа на этот вопрос используйте статью «Симфонии...» «Обязанности детей по отношению к родителям» (с.302).

Учащиеся: Да, выполняет: она любит свою мать, слушается её, оказывает ей почтение, заботится о престарелой матери...

Учитель: Недаром в глазах Эраста Лиза предстала ангелом непорочности, её душа так же была чиста, как те ландыши, которые она несла продавать в город. Ландыши - это символ души Лизы. Проследите по тексту, как ведёт себя Лиза при знакомстве с Эрастом? Выделите главные слова и словосочетания.

Учащиеся: «Она показала ему цветы - и закраснелась» (с.196), «Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - ещё более закраснелась и, потупив глаза, сказала...» (с.197).

Учитель: На какие черты характера Лизы обращает ваше внимание автор?

Учащиеся: На скромность, робость, застенчивость...

Учитель: Это естественное поведение целомудренной девушки. Ведь «целомудрие - это целостность ума, не повреждённого страстями». И когда девушка целомудренна, то она стыдлива, застенчива. Иеромонах Порфирий (Левашов) в книге, о которой вам уже говорила, в главе «Какая должна быть дисциплина при воспитании девиц» пишет: «...стыдливость есть прирождённый страж невинности... Ослаблять это благодетельное чувство - значит разрушать ограждение самой природы. Поэтому-то природа и наделила женщин таким преимуществом пред мужчинами, как стыдливость, чтобы сделать женщин менее доступными соблазну и облегчить им борьбу с искушениями, которые были бы неудобоносимы, если бы женщины, по скромности своей, не держали себя в некотором отдалении от мужчин".

Поэтому стыдливость должна быть более развита в девицах. «Чти, милая дочь, это прирождённое чувство, - говорит один иностранный нравоучитель,- и берегись истребить его...» (с.55 - 56).

А как ведёт себя Лиза, когда пришла домой после знакомства с Эрастом?

Учащиеся: Она всё рассказала матери.

Учитель: Прочитайте статью «Симфонии...» «Дети должны советоваться с родителями о своих делах» (с.303). Поступила ли Лиза в соответствии со своими обязанностями дочери, когда на другой день пошла в город? И для чего она туда отправилась?

Учащиеся: Она, не посоветовавшись с матерью, решила нарвать ландышей и продать их Эрасту. А когда молодой человек не пришёл, то она цветы выбросила в Москва-реку.

Учитель: Изменилось ли поведение Лизы?

Учащиеся: Да, изменилось. Она скрывает от матери, что ей понравился Эраст.

Учитель: Грех поселился в сердце Лизы, и автор опять, через описание её поведения во время  знакомства Эраста с матерью Лизы, обращает наше внимание на это. Выберите характерные примеры, отражающие изменение её поведения во время этой беседы и после ухода Эраста (с.198, 200).

Учащиеся: «И Лиза, робкая Лиза посматривала изредка на молодого человека...», «Тут в глазах Лизиных блеснула радость, которую она тщетно хотела скрыть...» (с.198), «Ах, Лиза, Лиза! Что с тобой сделалось? До сего времени, просыпаясь вместе с птичками, ты вместе с ними веселилась утром, и чистая, радостная душа светилась в глазах твоих, подобно как солнце светится в каплях росы небесной; но теперь ты задумчива, и общая радость природы чужда твоему сердцу».

Учитель: Как вы думаете, почему радость покинула Лизу и почему? Для ответа на этот вопрос используйте статью «Симфонии...» «Радость» (с.783).

Учащиеся: «Радость есть действие благодати», а Лиза стала скрывать свои поступки от матери, и она лишается Божией благодати.

Учитель: Но радость бывает тоже разной. Прочитаем статьи «Симфонии...» «Радость бывает мирской и духовной», «Радость истинная от боголюбия, ложная от самолюбия» (с.786). В какой момент в повести истинная радость сменяется ложной, мирской? Как такую радость называет автор?

Учащиеся: В тот момент, когда Эраст признаётся Лизе в любви, автор называет такую радость сердечной.

Учитель: Да, сердечная  радость - это мирская, не по благодати Божией. Лизе приятно, что она нравится Эрасту. А Иеромонах Порфирий поясняет: «Желание нравиться происходит от испорченного сердца...» (с.29). Значит, сердце Лизы уже испорчено, и автор нам поясняет, что во время этой сцены абсолютно изменилось поведение Лизы, Карамзин готов «бросить кисть» от такого поведения девушки. Найдите по тексту повести этот фрагмент.

Учащиеся: с.201. «Но я бросаю кисть. Скажу только, что в сию минуту восторга исчезла Лизина робость - Эраст узнал, что он любим страстно новым, чистым, открытым сердцем».

Учитель: Мы с вами говорили, что чем наполнено сердце, таким оно и будет. Сейчас сердце Лизы наполнено страстями. А страсти - это идолы души, грехи. Можно ли чего доброго ждать от такого сердца?!  Конечно, нет. Вот и робость исчезла в поведении девушки. Иеромонах Порфирий (Левашов) поясняет: «Доверчивое обращение девиц с мужчинами иногда заводит их слишком далеко. Черта между малым и великим так неприметна, что многим кажется, будто они держат себя в пределах чести, между тем как давно уже переступили грань её... Для девицы было бы безопаснее и приличнее держать себя в некотором отдалении от мужчины...» (с.56 - 58).  Эту грань переступила и Лиза. Но ведь, казалось бы, для Эраста Лиза - ангел непорочности, и он ей ничего плохого не хотел сделать. Как автор объясняет причины изменения поведения Эраста и предупреждает героиню о возможной беде?

Учащиеся: «Безрассудный молодой человек! Знаешь ли ты своё сердце? Всегда ли можешь отвечать за свои движения? Всегда ли рассудок царь чувств твоих?» (с.203).

Учитель: Эраст - человек ветреный, испорченный светом, со страстным сердцем, и мечтает он о страстной дружбе. Вот поэтому он сразу предупреждает Лизу, чтобы она ничего не рассказывала матери об их так называемой «любви». Да и сама Лиза так погрязла в грехах, что, забыв страх Божий, думает: «Ах! Я скорее забуду душу свою, нежели милого моего друга!» (с. 203). Сказано - сделано. Она и забыла о своей душе. А ведь «страх Божий очищает от грехов» (с.996), «Страх Божий, как страж, хранит душу от зла» (с.997). Мать просит её выйти замуж за богатого крестьянина, а Лиза отказывается. Как можно расценить её поведение? Конечно, современному человеку легко оправдать Лизу: ведь она любит Эраста. Но совершенно иная позиция у Карамзина - недаром он вводит этот эпизод в повесть, расценивая его как дальнейшее падение Лизы.

И в подтверждение этой позиции автора опять обратимся к тексту брошюры «О воспитании девиц...» иеромонаха Порфирия: «Власть родителей в древности ... для детей была священна; на благословение и предусмотрительность родителей они так полагались, что выбор невест для себя считали безошибочным. И действительно, брачные союзы были тогда счастливыми, потому что скрепляло их благословение родителей...

Невесты в своём суженом и жених в своей невесте видели определение Божие... эти обычаи служили испытанным руководством к правде, благочестию, вере, любви, терпению и кротости; ими поддерживался авторитет родителей; ими охранялось целомудрие супругов, чистота девиц; они были опорою и стражем семейной безопасности». Вот от каких добродетелей отказалась Лиза, не прислушиваясь к словам матери в выборе для неё мужа, невзирая и на её слёзы. И оказалась на краю гибели. А счастье девушки зависит не от её сердечного влечения (ведь оно может быть ошибочным), а от её добродетелей сердца и благонравия. Вот как об этом пишет иеромонах Порфирий:

«Отцы и матери! Напечатлейте в вашей памяти эту опытную истину: что дочери ваши своим счастьем могут быть обязаны не будущим супругам, не состоянию их и богатству, а своим добродетелям и благонравию, что эти добродетели наилучшее вино, которое они должны некогда принести женихам своим. Есть возможность им потерять иногда всякое другое счастье, но никогда не потеряют они того, что собрано и хранится в собственных душах их. Положите же для себя правилом - воспитывать их не по духу века сего, а по указанию слова Божия и по примерам благочестивых предков. Храните их со всяким опасением, как драгоценные залоги народного благоденствия. Пускай они растут и красуются под вашим кровом, в невинной простоте: и на родной почве, питаясь чистыми стихиями жизни благочестивой и коренных русских обычаев, без примеси стихий иноземных. Ограждаемые страхом Божиим, они созреют и принесут плоды, достойные вашего попечения» (с.74).

И Карамзин, подводя итог нравственному и духовному падению Лизы, пишет в повести: «...исполнение всех желаний есть самое опасное искушение любви». Почему Лизе не дано счастье?

Учитель: Любовь возвышает человека, даётся по благодати Божьей, а когда человек из-за своих страстей впадает в грех, скрывает, таится от родителей, то такое состояние называется по-другому. Прочитайте статью «Блуд» (с.60). Скажите, закономерен ли финал повести Карамзина?

Учитель: Иеромонах Порфирий, предупреждая девушек от ошибок в юности, писал: «Девицы, всегда покорные воле родителей, всегда преданные Промыслу, не спешили жить, не мечтали о будущем; цвели в каком-то невинном самодовольстве, среди занятий, свойственных их полу, не подстрекаясь никакими прихотями, жили по средствам и отличались примерной чистотой нравов» (с. 62).

Далеко Лиза ушла от своего предназначения! А теперь подумайте, что означает слово «бедная» в названии повести?

Учащиеся: «Бедная» и в значении «несчастная», и в значении «духовно и нравственно обедневшая».

Учитель: Итак, подведём итоги. В чём же истинная красота человека, от которой зависит во многом его счастье? И как итог нашему анализу повести прозвучат слова иеромонаха Порфирия, которые мы взяли эпиграфом к уроку.

Домашнее задание: Что стало причиной смерти Лизы?

 
« Пред.   След. »