Православный медико-просветительский центр 'Жизнь'
eparchia.ru каталог православных интернет-ресурсов
Новости сайта orthomed.ru

 

  • НАШИ РУБРИКИ:
СЕМЬЯ и ШКОЛА
ШКОЛА для РОДИТЕЛЕЙ
СЕМЕЙНЫЙ УКЛАД
ШКОЛА для УЧИТЕЛЯ

 

 

 

 


ПРАВОСЛАВНЫЙ МЕДИКО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР "ЖИЗНЬ"
при храме Благовещения Пресвятой Богородицы
в Петровском парке г. Москвы

 Лидия Михайловна ДОНЧЕНКО

Что читают наши дети? Какие произведения литературы «проходят» сейчас в школе? Как анализируют сокровищницу словесной культуры нашего народа? Может ли такой предмет, как литература, влиять на формирование сознания подрастающего поколения? Не секрет, что мы, родители, изучали когда-то в школе совсем «другую» литературу (даже если говорить о классической русской литературе), потому что, если так можно сказать, был другой «контекст истории».

Сейчас на слуху чаще всего отрицательные примеры из жизни общеобразовательной школы. (Об этом были публикации и в предыдущих номерах нашего журнала.) Много фактов вскрылось по некачественным учебникам, много преднамеренных ошибок, нелепых описок; есть и такие несуразицы, как отсутствие в учебных текстах буквы «ё» (например, учебник-хрестоматия по литературе, 7 класс, издательство «Просвещение», «Московский учебник», автор-составитель В.Я.Коровина). Представляете, каково учиться на таких текстах, особенно если в классе многие ученики - «гости столицы»?

Image
Лидия Михайловна ДОНЧЕНКО, учитель русского языка и литературы московской общеобразовательной школы № 766, кандидат педагогических наук, член медальной комиссии г.Москвы, дважды лауреат премии «Гранд» Правительства Москвы, дважды обладатель Премии схиархимандрита Иоанна Маслова, лектор Московской педагогической Академии, постоянный участник и докладчик на различных секциях «Рождественских образовательных чтений».

Учителя литературы сегодня оказались в непростой ситуации: ведь для полноценного урока недостаточно просто знать содержание произведения, надо осознать его. Однако идеология, которая была присуща социалистическому строю, оказалась несостоятельной. Новые веяния формируют человека эпохи потребления, с его «энтропийной», то есть «усталой» культурой, художественной эклектикой, бесстильностью, маргинальностью. «Постмодернистское мышление отвергает любые ценностные иерархии: этические, эстетические, религиозные» (доктор философских наук В.Груздева). Все это, к счастью, вступает в противоречие с совестью большинства педагогов. «Но что делать? - разводят руками пессимисты, - всё лучшее кануло в Лету, вряд ли сегодня есть альтернатива этому процессу».

Есть. В том числе, в рамках государственной системы образования.

Так, например, второй год в Восточном Административном Округе Москвы идут курсы повышения квалификации для учителей литературы. Организованы они при Московском институте открытого образования (МИОО). Даже первый этап занятий дал, по словам педагогов, а среди 20 из них были учителя, завучи и директора школ со стажем работы от 5 до 50 лет, колоссальные результаты. Познакомившись с новыми методиками, обратившись к духовному опыту русской дореволюционной педагогики, к основам православной культуры, выпускники курсов смогли на новом уровне дать классический и современный материал, помочь детям сориентироваться не только в литературных процессах, но, главное, в жизненных приоритетах.

- В чем же главная задача курсов?

- Мы стремимся максимально ориентировать детей, их родителей и учителей на воспитание самого главного в жизни человека - на созидание духа, на формирование духовно-нравственной личности, - Поясняет руководитель курсов, кандидат педагогических наук, заслуженный учитель Российской Федерации, преподаватель русского языка и литературы школы №766, ВАО г. Москвы Л.М.Донченко. - И в наибольшей мере способствует намеченной цели всесторонняя работа над словом как средством формирования ума, воли и сердца.

Большую помощь в работе педагогов и для домашнего воспитания может оказать, на наш взгляд, ряд статей педагога, которые в скором времени будут выпущены отдельным сборником.

В данном сборнике подобраны тексты, которые воспитывают отношение к слову, как выразителю национального духа, и прежде всего - Духа Божьего, а также приводят к осмыслению целожизненного подвига человека, с помощью которого достигается совершенство, покорение греховного начала духу, любовью побеждается зло. Уроки, в основу которых будет положен данный анализ текстов сборника, - это еще и приобщение к православной культуре. Изучение данных произведений поможет и осмыслению христианской жизни. Данным сборником рекомендуется пользоваться как на уроках литературы (многие произведения входят в обязательное изучение школьного курса), так и на уроках внеклассного чтения, мировой художественной культуры, факультативных курсах «Культура семьи», «Возрождение» и т.п. Уместно использовать материалы данного сборника и на классных часах, посвящённых нравственной проблематике.

Обращаясь к русской литературе на уроках или во внеурочной деятельности, мы должны всегда помнить, что дети постигают «глубинную мудрость». «В этом возрасте (раннем детстве), - писал отец Павел Флоренский, - и чем раньше, тем сильнее, от ребёнка распространяется глубинная мудрость, и этой мудрости человек если достигнет потом, то лишь исключительным подвигом жизни».

Предлагаем вашему вниманию статью Л. Донченко (первая часть).


Подвиг в русской литературе

Блажен, кто мыслей нечестивых

Не уклоняется вослед,

Не ходит по пути строптивых,

Не любит пагубных бесед;

Но ум и волю покоряет

Закону Господа его,

И днем и ночью повторяет

Урок Владыки своего.

Он древом тучным сотворится,

Что при притоках вод растёт,

На коем плод во время зрится,

И лист его не отпадет,

И все, что он творить имет,

Воздаст ему желанный плод.

                             Г. Пикатский

 Не о такой ли судьбе каждого своего ребёнка думает, мечтает, молится, заботится всякий родитель?! Чтобы наше маленькое хрупкое создание, с которым мы проводим бессонные ночи, плачем и радуемся, переживаем и умиляемся, превратилось в «древо тучное» добродетелей. Но, к сожалению, всё чаще и чаще в нашем современном мире дети становятся ленивыми, озлобленными, жестокими. Их жизнь наполнена постоянным поиском развлечений, лишённых всякого серьёзного значения. Смотришь на таких детей, и в памяти всплывает вторая часть стихотворения Пикатского:

Не так, не так растет и спеет

Поносный нечестивый род;

Но яко прах, что силой ветра

Подъемлем будет от земли,

Лишённый собственного недра,

Рассеян, падает вдали.

 

И наши любимые дети, лишённые зачастую истинного смысла жизни, не способные к настоящему целожизненному подвигу, вот так же "рассеяно" падают и погибают, кто от бездействия, кто от наркомании или пьянства... Да мало ли от чего?! Что же происходит с нашими детьми? Где же корень зла? Он в нас самих! С младенчества мы общаемся со своим ребёнком, как с семейным божком: окружаем его множеством игрушек, якобы для его развития; удовлетворяем его прихоти и желания, якобы для его спокойствия и психологического равновесия; обустраиваем его быт всяческим изобилием. И повзрослев, наш ребёнок, естественно, окружает себя тем же, к чему привык в раннем детстве. Святой Дмитрий Ростовский писал: «Отрок подобен доске в руках художника: что на ней нарисуют - доброе или худое, святое или грешное, Ангела или демона, - то и останется». Итак, нам необходимо научиться нарисовать в душе нашего ребенка все самое лучшее, не смешав добро со злом. Ведь, как учат святые отцы Церкви, человек, представляя собой смешение противоположностей, добра и зла, является ареной борьбы между тем и другим. Эта борьба непрестанна и обязательна для любого человека. Если человек выходит из этого состояния, следовательно, им овладевает зло.

Кони на Аничковом мосту

Внутренней борьбе необходимо учиться с раннего детства. А если мы только воспитываем в наших детях умение получать удовольствие и наслаждаться, а не учим их внутренней, каждодневной и ежеминутной борьбе, то обречены на потерю наших детей и в этой жизни, и в вечности. А борьба эта тяжелейшая. Становление цельного, добродетельного человека идет рука об руку с обузданием пороков, страстей. Как напоминание о тяжести такого подвига, стоит на Аничковом мосту Санкт-Петербурга скульптура Клодта: разъяренные кони, укрощаемые всадником. Конь олицетворяет естество человека с его могучими инстинктами и страстями, всадник - человека, который управляет своей природой и покоряет её сознанием и волей.

Укрепление воли современного ребёнка крайне необходимо, потому что мы живем практически в безнравственной, аморальной, бездуховной среде: средства массовой информации, телевидение, компьютерные игры, современная поп-культура, секс-просвещение, безнравственная свобода и вседозволенность, культ денег и наслаждений, доступность алкоголя, сигарет и наркотиков создают образ мира, противоположный тому, который мы хотим создать для ребёнка. Укрепление воли, подготовка ребёнка к жизни в мире необходимы, потому что рано или поздно ему придётся пройти через многие искушения, а для этого нужна сильная воля и умение ведения духовной борьбы, несения подвига.

Слово «подвиг» в православной литературе намного шире, чем в современном понимании. Если в словаре С.И. Ожегова подвиг трактуется как героический, самоотверженный поступок, то в «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского» архимандрита Иоанна (Маслова) подвиг рассматривается как постоянное состояние человека, выражающееся в терпеливом перенесении жизненных испытаний. Одно из значений слова «подвиг» связано в «Симфонии...» с победой человека над самим собой, собственными несовершенствами, слабостями, дурными сторонами характера: «Подвиг в том состоит, чтобы победить себя», «Для перемены внутреннего состояния необходим подвиг».

Для пробуждения к подвигу нужно, по крайней мере, чтобы человек научился недовольству своим состоянием и смог возвыситься над своими недостатками. Одним из самых эффективных и доступных способов воспитания ребёнка является умно подобранная книга. Мы убеждены, что прочитанная в детстве книга не безразлично влияет на духовный склад ребёнка, что те или иные картины, образы, симпатии или антипатии, вызванные в душе читающего или слушающего чтение, деятельно участвуют в образовании духовного, нравственного, умственного содержания личности человека. Поэтому путем подбора произведений для чтения мы должны закладывать в душу ребёнка те идеи и настроения, те вкусы и привычки, которые способствуют его духовному росту и самосовершенствованию, воспитанию воли и несению целожизненного подвига. В том числе подвига семейной жизни, возрождения семейных традиций, свойственных нашей культуре, любви и преданности супругов, милосердия, братской взаимопомощи и, конечно же, самоотверженной любви к Отечеству.

 

Вместилище чувств

Особое значение мы уделяем произведениям древнерусской литературы. В них заключены великие и святые примеры веры и благочестия, патриотизма и мужества, беззаветной преданности долгу службы и обязанностям христианского звания  словом, всё истинно великое, святое и прекрасное, вливающее в душу стремление к самосовершенствованию, подражанию героям, воспитывающее все христианские добродетели. Всё это нашло отражение в житиях и сказаниях, произведениях и песнях Древней Руси.

Огромным воспитательным потенциалом обладают жития и сказания о святых. Каждый ребёнок, читающий житие, понимает, что путь христианина - это особый путь, путь внутреннего, духовного преображения человека. Каждое слово жития обращено к сердцу человека -  «вместилищу чувств» его. А ведь исстари известно, что чем наполнено сердце, такие действия и совершает человек. Житийная литература - мощное средство для воспитания сердца ребёнка, пробуждения в нём добрых, нравственных чувств. С другой стороны, для родителей, воспитателей и учителей житие - это учебник, методическое руководство по воспитанию ребёнка.

И одним из таких произведений Древней Руси является «Сказание о Борисе и Глебе», в котором рассказывается о вероломном убиении братьев-князей  юноши Бориса и отрока Глеба  их старшим сводным братом Святополком. Последний, желая единолично править всей Русской землёй, отдаёт приказ убить братьев. Борис и Глеб, обладая законной властью, узнав о готовящихся убийствах, не послушались совета дружины и не выступили против Святополка, решив не противиться воле Божией. Повествование исполнено своеобразного психологизма. Подробно описываются душевные борения в преддверии безвременной смерти. Но так ли безвременна эта смерть?! Почему Господь попускает её? С чего же начинается жизненный подвиг братьев-страстотерпцев? Читая вместе с детьми сказание, мы понемногу начинаем понимать, с чего же начинается духовное возрастание человека. Однозначно: оно начинается с веры! Вера есть движущая сила духовной жизни человека. Она же является и основанием, на котором строится здание человеческих (христианских) добродетелей. Научить вере, потом другим наукам - главный принцип христианской педагогики. И православные родители князей Бориса и Глеба воспитали в своих детях истинную веру, которую они усвоили не только умом, но и сердцем, восприняли всем своим существом.

«Сказание о Борисе и Глебе» вызывают в душе читателя умиление самоотречением и духовной чистотой, кротостью и радостью, с которыми святые переносили страдания во имя Божие.

 

Как звенья одной цепи

Мы уже отметили, что святые рождены от благочестивых родителей. Вот поэтому основное требование к воспитателю: прежде чем требовать что-то от детей, необходимо самому быть благочестивым. Как писал архиепископ Евсевий в книге «О воспитании детей в духе христианского благочестия», «Без истинного благочестия нет ни истинной любви к себе и близким, ни постоянной верности к властям и Отечеству, ни истинного стремления к общей пользе». Воспитателю необходимо самому постоянно совершенствоваться, ведь одним из методов воспитания является метод примера. Святой Григорий Богослов писал: «Или вовсе не учи, или учи доброй жизнью». Но самым лучшим примером, образцом для подражания, являются жития святых: в них ребёнок найдёт удовлетворение всем высшим потребностям своего духа, встретит указания на то, как надо жить и к чему стремиться. По мнению выдающегося русского педагога конца девятнадцатого - начала двадцатого века С.А.Рачинского, жития святых - это «живое училище благочестия», крепкой веры, неумирающей  надежды и любви, готовой на все страдания.

 
« Пред.   След. »